Выражение воли и силы государства воплощенное в государственных органах способное влиять
Обновлено: 22.11.2024
***Алексеев: Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.
***Теория Крадина:
теория самостоятельного пути эволюции обществ кочевников-скотоводов, которая была изложена в его монографии «Кочевые общества» (1992). Крадину удалось создать целостную теорию особого экзополитарного (от греч. «экзо» — наружу и «полития» — суверенное общество, государство) способа производства, под которым подразумевалось, что наиболее крупные общества кочевников основывались на различных способах внешней эксплуатации земледельческих обществ (набеги, вымогание даров, завоевания и др.). Позднее он стал использовать другой термин — «ксенократия». В последующие годы эти идеи, но уже с других методологических позиций были развиты в его книгах и статьях, посвященных наиболее крупным обществам кочевников, так называемым «кочевым империям» — хунну, киданям, монголам и др. По сути дела им была разработана целостная теория кочевых империй, которая была воплощена в серии монографий
Кочево́е госуда́рство — термин, принятый в исторической литературе для обозначения особой формы организации власти, присущей обществам кочевого типа. Основой такого государства была не инфраструктура (караванные пути и города (поселения) центры торговли и ремесел) на определённой территории (которая также не исключалась), а стратегически важное значение земли, обладание которой давало основу существования государства. Земля была нужна прежде всего для прокорма скота.
Кочевые империи (по Крадину):
Номадизм - кочевничество
Само слово "империя" обозначает такую форму государственности, которой присущи два главных признака: 1) большие территории и 2) наличие зависимых или колониальных владений. В таком случае кочевую империю можно дефинировать как кочевое общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее относительно большое пространство и получающее необходимые нескотоводческие ресурсы, как правило, посредством внешней эксплуатации (грабежей, войн и контрибуций, вымогания "подарков", неэквивалентной торговли, данничества и т.д.).
Можно выделить следующие признаки "кочевых империй":
1) многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными и надплеменными генеалогическими связями;
2) дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи;
3) военно-иерархический характер общественной организации "метрополии", чаще всего по "десятичному" принципу;
4) ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры;
5) специфическая система наследования власти (империя - достояние всего ханского рода, институт соправительства, курултай);
6) особый характер отношений с земледельческим миром
Исторя с суверенитетом вообще началась с Франции - идея была выработана как «спасения от внутриполитических трудностей». Жан Боден (легизм чек) дал первое определение суверенитету в 1576 году. Оно имело юридический оттенок, но опиралось на политическую реальность - «Он бросает испытующий взгляд на всю Европу, чтобы при помощи новых парадигм суверенитета и государства навести порядок в сумятице европейских феодальных связей. Он полагает, что уже несколько европейских стран можно считать суверенными государствами: кроме Франции это Англия, Шотландия, Дания, отдельные кантоны Швейцарии, Московское княжество, Польша. На итальянской земле только одно государство представляется ему суверенным — Венеция. В Германии суверенными не являются ни кайзер, ни князья, ни имперские города». Франция стала прототипом и классическим примером того, что понималось под совершенным образом суверенной власти.
Исходя из новой парадигмы государства, начинается постепенное преодоление феодальной и сословной неразберихи Средневековья. Государство создает территориально замкнутое единство. Специфические средства организации единой государственной власти известны: государственная армия, государственные финансы и государственная полиция. Право все больше преображается в государственное право, в проводимый государственной юстицией закон и находит соответствующее выражение в государственной кодификации законов. Средневековые корпорации и институты, феодальные, сословные или церковные союзы теряют свой смысл и значение - это всё является периодами развития суверенитета:
1) начало положено уже понятием государственного суверенитета: суверенное государство — это не только новая парадигма, отрицающая в целом средневековые имперские и общинные уложения, но и прежде всего новая парадигма пространства. Изменение планетарной картины Земли и мира в результате кругосветных путешествий и открытие нового континента влекут за собой изменение всех существующих отношений ---> «современность 16 века». Ибо с точки зрения пространственного порядка это понятие суверенного государства было привязано к определенному представлению о суше и Земле. Это было континентальногосударственное понятие. Оно представляло собой лишь одно из многих последствий великой пространственной революции этого и последующего столетий. Оно прежде всего не охватывало другую, куда более широкую сторону, оно не включало и не подразумевало моря (уже в 17-18 веке развиваются категории береговой линии и открытого моря - у Пуффендорфа, суверенитет государтва на прибрежные воды). «Суша отходит под юрисдикцию государства, море остается свободным, то есть независимым от государства, не входящим в него - развивается удивительный дуализм европейского международного права последних столетий». **Рассуждения о том, что дифференциированное «международное право» не совсем верно, ибо в действительности здесь параллельно действуют два никак не связанных между собой типа международного права. Возникает европоцентричное устройство мира, но оно сразу же распадается на сушу и море. Суша разделена на территориально замкнутые государственные области суверенных государств, море, напротив, остается свободным от государства. Что это означает в межгосударственном международном праве, в котором всеобъемлющей парадигмой является государство? Море не знает границ, и оно становится, игнорируя географическое положение и соседство, единым пространством, которое должно оставаться «свободным» как для мирной торговли, так и для ведения войн между любыми государствами.--->именно из этого вырастает различие между более жестокими морскими войнами («тотальный образ врага») и войнами на суше, где государства были в статусе комбатантом
Читайте также: