Выражение на стиле что значит
Обновлено: 04.11.2024
В эпоху, когда телевизор решает все и, как известно, пока побеждает в «битве с холодильником», кажется, пришла пора решить главную орфографическую проблему, связанную с телевидением, — научиться наконец правильно писать слово «телик».
Недавно я в очередной раз увидела его во весь рост на стене автобусной остановки. Именно так, через Е.
Лингвисты уже давно констатируют: есть правила, которые можно считать безвременно ушедшими и попрощаться с ними, смахнув слезу томиком Розенталя. Различение слов с суффиксами -ек и -ик пока, к счастью, не из их числа, но «телик» уверенно ведет нас по этой дороге.
Фото предоставлено автором
Вариант написания с И встречается редко — в основном пишут именно «телЕк», даже в заголовках газетных статей. Чем же провинился перед носителями языка телевизор (мы сейчас не о политике)? Почему с «видиком» и «мультиком» все нормально, а с ним — нет?
По правилам писать надо именно «телИк». Проверяется это очень просто: если при изменении слова гласная пропадает — пишем суффикс -ек, остается — пишем -ик. Мультик — мультика, видик — видика, броник — броника, телик — телика. А если пишем «телек», то придется писать и «телка». Хотя, возможно, в этом «телке» что-то и есть. Слышатся в этой форме, совпадающей с наименованием животного, безответность и простодушие, позволяющие так легко увести за собой.
Возвращаясь к вопросу о «безвременно ушедших» правилах, дополним список еще частицей «ни», которая становится музейной редкостью. Лингвист Светлана Друговейко-Должанская недавно отметила это, написав о том, сколько песенных рифм построено на неправильном написании «Кем бы ты НЕ был…» (обычно эта фраза рифмуется со словом «небо»).
В этот же поминальный список можно поместить и двоеточие, вытесняемое хищным тире, и прописные буквы в переписке пользователей соцсетей.
Предлагаем читателям «Сноба» дополнить этот перечень частей речи, регистров, букв и знаков препинания, с которыми мы постепенно прощаемся.
Включить полный тангейзер
А вот что по-прежнему активно обогащается, так это сетевая фразеология.
Только за последние две недели появилось несколько новых выражений. Как и со многими другими «новорожденными», пока неясно, надолго ли они в языке.
Так, на смену слову «левиафания» постепенно приходит выражение «полный тангейзер». Название оперы Вагнера превращается из собственного в нарицательное — и все благодаря скандалу вокруг постановки новосибирского театра.
Фото: ТАСС
«Полный тангейзер» — это победа мракобесия и косности, наступление чиновника на художника, сценарий безысходности. Впрочем, массового употребления этого выражения я пока не встречала. Тем временем появилось и слово «тангейзергейт» — как обозначение самого скандала (так же как и «тёлочкагейт», появившийся после известной истории).
Наблюдательные пользователи соцсетей подметили появление еще одного нового оборота — «включить Путина». Это значит исчезнуть на несколько дней. К примеру, «познакомилась с парнем, сходили в ресторан, а потом он Путина включил». Впрочем, не думаю, что у этого выражения есть перспективы. Уж очень неоднозначно оно звучит и может вызвать целый ряд ассоциаций. Включить Путина можно по-разному.
На предлоге
Мы уже привыкли к жалобам на засилье предлога «по». Кондовый, агрессивный и отдает чиновничьим кабинетом. Все это так, но тут, говоря языком сетевых штампов, пришла и другая беда откуда не ждали — предлог «на». Он вдруг стал появляться повсюду. Я не говорю о всем известных «на районе» (даже «на раёне») или «встретимся на баре». Хотя и этих форм становится все больше и больше: работают люди уже не над проектами, а на проектах, а встречаются, как известно, на ресепшн, а не у ресепшн. В этом стремлении поместить себя не внутрь чего-либо и не рядом с чем-либо слышится какая-то языковая клаустрофобия: предлог «на» как бы открывает нам пространство.
Читайте также: