Выражение и смысл подорога
Обновлено: 21.11.2024
[moisture] вернуться к странице
[moisture] запись закреплена
Валерий Подорога не просто анализирует тексты писателей и философов. И не «использует» их, чтобы высказать какие-то свои идеи. Поначалу даже трудно понять, что это за работа, что за тип интеллектуального усилия. Подорога, прежде всего, читает тексты. Читает их на предмет выявления той мысли, которой отказано в принадлежности именно этому автору. Отказано историей: историей философии, историей литературы, филологией и прочими дисциплинами, которые «знают» истину факта.
Поэтому правильней было бы сказать, что Подорога читает не тексты Ницше или Гоголя, а текст-Ницше и текст-Гоголь. У последних, в отличие от первых, нет авторства. Итак, текст-Ницше — это то, что написано Ницше, но так и не стало его текстом. Это то «выражение» письма, смысл которому так и не придан, но которое при этом сохраняется как элемент чтения текста. Слово «элемент» позже станет одним из ключевых в разрабатываемой Подорогой концепции мимесиса. Элемент — своеобразная атомарная единица выражения, где сходятся письмо и чтение. Это точка микрособытийности, обещающая иной смысл текста, нежели тот, который мы себе уже присвоили. Фактически перед нами достаточно изощренный вариант феноменологической редукции, приостанавливающей процедуры отождествления и означивания. Текст, распадаясь на элементы, стихии, потоки, оказывается словно беззаконным. Но это только на первый взгляд, поскольку аналитика чтения, которая здесь проводится, предполагает, помимо выявления элементной структуры текста, его собирание заново в произведение.
Подорога переворачивает с ног на голову знаменитую бартовскую оппозицию текста и произведения. Для него произведение принципиально открыто, находится в режиме нескончаемого становления в акте чтения, в то время как текст является всего лишь условием возможности читать, видеть, понимать.
Он пытается показать, что сама философская мысль есть произведение, что она обитает в определенной среде, она — элемент этой среды. Но не надо думать, что, попав в Энгадин, мы становимся немного Ницше, а в Шварцвальде — немного Хайдеггерами. Энгадин и Шварцвальд — ландшафты, в которых собирается произведение-Ницше и произведение-Хайдеггер. И собрать эти произведения из разрозненных текстовых элементов становится той задачей, которую пытается решать Подорога.
На повестку дня выдвигается грандиозная задача слома всего старого метафизического категориального аппарата и, прежде всего, деконструкция понятия субъекта.
Валерий Подорога – один из самых известных российских философов, доктор философских наук, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН, автор книг «Метафизика ландшафта», «Выражение и смысл», «Феноменология тела», «Мимесис» и других.
Читайте также: