Выражение гнева может иметь адаптивный характер
Обновлено: 04.11.2024
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом.
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует четыре способа поведения в ситуации,когда человек испытывает гнев:
1)Прямое (вербальное – невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.
2)Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребенку неопасным. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.
3)Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновения стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению ученых, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.
4) Предотвращение негативной эмоции. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям дошкольного возраста не свойственен, т. к. самостоятельно анализировать ситуацию они еще не в состоянии.
В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы учим детей:
- прямо заявить о своих чувствах;
- выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов.
Детей младшего и среднего возраста (4-5, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства, можно обучить переносу гнева на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале педагога должны быть резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей, но, в то же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.
Обучение агрессивных детей приемам саморегуляции, самообладанию.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения.
В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Вдыхая воздух и улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.
Отработка навыков общения.
Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога-психолога – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например,с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, т. к. один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог – психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации,например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог – психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Также можно пригласить к детям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным.
Формирование эмпатии и доверия к людям.
Как известно, эмпатия – это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.
МОЖНО ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА НО НЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ, НЕ ИДТИ НАВСТРЕЧУ И Т. П. ЭМПАТИЯ – ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (БЕЗ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ИЛИ ЗЛОРАДСТВОВАНИЯ И Т. П.).
Развивать эмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории.
Упражнения и игры для коррекции психологического самочувствия ребенка.
Цель: Сплочение группы, создание атмосферы единства, снятие напряженности. Каждый участник группы составляет объявление, о том, что он ищет друзей и дает небольшую информацию о себе и о своих пожеланиях, касающихся личных качеств людей. С которыми он бы хотел познакомиться. Все объявления вывешиваются на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привлекло чье-то объявление, то на нем ставится галочка. В результате какие-то объявления будут лидерами, а какие-то никем не будут выбраны. По окончании работы проводится групповое обсуждение.
«Великий мастер»
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов. Каждый по очереди заканчивает предложение «Я великий мастер…».
«Я и мой мир вокруг меня»
Цель: Самовыражение, самосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Рисунок: Рисовать, оставляя середину листа пустой. Нарисовать все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходиться общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус – то, с чем неприятно взаимодействовать.
«Закончи предложения»
Цель: Самовыражение, самосознание.
Каждый участник группы на листе бумаги заканчивает следующие предложения:
1. Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
2. Я пойму, что счастлив, когда…
3. Чтобы быть счастливым сегодня, я делаю…
«Волшебный стул».
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.
Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем самом заветном желании.
«Разные ответы».
Цель: Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.
«Мои достижения».
Цель: Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.
Каждый участник тренинга, по очереди, выходит в центр круга и рассказывают о том, чего он достиг в этом году.Например: Я научилась играть в волейбол. Я бросил курить и т. д.
Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.
Попробуйте найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка,которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сказал!»
Публикации по теме:План работы с родителями в разновозрастной дошкольной группе детей 5–7 лет Работа с родителями в разновозрастной дошкольной группе 5-7 лет МДОУ «Детский сад с. Михайловка» Воспитатели: Чернова Е. В. Осипова С. А.
Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.
Читайте также: