Выражение философии и смысла существования организации

Обновлено: 04.11.2024

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Каждая организация вырабатывает свою миссию, определяет цели и задачи. Факторы влияющие на их выбор начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

Миссия - выражение философии и смысла существования организации. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов деятельности и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности предприятия при анализе альтернатив развития.

При формулировании миссии акцент делается на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу (например, свет и тепло в вашем доме).

В миссии обычно детализируются статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Миссия организации должна быть вне ее, это может быть: завоевание рынка; географическое или продуктовое расширение рынка; повышение качества продукции при снижении цен на нее; социальные или экологические цели и т.д.

В миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. Миссия формулируется высшим руководством путем постановки и реализации целей организации.

Итак, если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде целей. Другими словами, цель - это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов.

Для них характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.

Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов.

Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Различаются цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:

- конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;

- ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;

- достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;

- взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения.

Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени. Задача - это совокупность требований предпринять действия в конкретной ситуации, реализующаяся как серия работ, работа, или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки.




Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но количественными, пространственными и временными характеристиками.

Так, если цель предприятия может формулироваться как «достижение в ближайшем будущем лидирующего положения на рынке выпускаемой продукции», то задача должна звучать куда более определенно: «завоевание к 31 декабря следующего года 40% рынка изделий А, 30% рынка изделий Б и 25% рынка изделий В».

В отличие от целей задачи также содержат ограничения, то есть перечисление действий, от которых необходимо воздерживаться, например от нарушения антимонопольного законодательства.

Основные направления деятельности предприятия:

- маркетинговый (изучение рынка товаров, услуг);

- производственный (обоснование объема выпуска продукции в соответствии с потребностями рынка, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.);

- послепродажный сервис (организация гарантийного ремонта, сервисного обслуживания клиентов);

- инновационный (научно-технические разработки, технологическая подготовка производства);

- экономический (планирование, учет, отчетность, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, финансирование);

- социальный (управление персоналом - профессиональная подготовка кадров, создание надлежащих условий труда и отдыха работников. Под термином "предприятие" понимать производственное предприятие. Производственное предприятие - это отдельная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный коллектив, который с помощью имеющихся средств производства производит нужную потребителю продукцию или оказывает услуги соответствующего назначения.

Читайте также: