Выражение эмоций в интернете

Обновлено: 04.11.2024

Социальные сети в последнее десятилетие стали излюбленным местом общения россиян любого возраста и обоих полов. Общение в группе (по интересам), игры, обсуждение и комментарии фотографий и новостей, личное общение – всё это доступно в любой социальной сети. Пользователи социальных сетей стремятся рассказать о событиях своей жизни, поделиться радостью и горем, высказать своё мнение о разных вопросах. Эмоциональная, экспрессивная функция – важнейшая функция языка, тесно связанная с его коммуникативной функцией. Общаясь вообще и в социальных сетях, в частности, люди стремятся выразить свои эмоции. Эмоции, чувства – важнейшая составляющая существования человека, а их выражение – одна из целей общения.

Способы выражения эмоций (эмотивный фонд языка) исследуются Е.Ф. Болдаревой [1], И.А. Морозовой [2], Д.А. Романовым [3] и другими учёными. Большой вклад в изучение эмоции и их репрезентации в языке внёс В.И. Шаховский [4]. Исследование эмоций проводится на стыке языкознания и психологии, а также с точки зрения антропоцентрического и прагматического [5] подходов к языку. Чаще всего предметом исследования учёных становятся лексические способы выражения эмоций как наиболее наглядные [6], в то же время признаётся, что «эмоции реализуются на всех уровнях языковой системы – от фонетического до синтаксического текстового, их нельзя ограничивать одним только лексическим уровнем» [3, с. 15]. Исследование выражения эмоций в сетевом общении, ставшем в последнее время важной коммуникативной сферой языковой личности, уже начато учёными: А.А. Матусевич рассматривает грамматические способы выражения эмоций (словообразовательные и синтаксические) [7], О.В. Гох – фонетические [8] и пиктографические [9], Т.В. Аникина – лексические и синтаксические [10], Н.М. Числова – средства выражения эмоции «радость» [11]. Однако комплексного исследования репрезентации эмоций на разных языковых уровнях ещё не проводилось.

Интернет-общение представляет собой письменно зафиксированное устное общение, поэтому пользователи стремятся графически отразить фонетические средства выражения эмоций. Основное средство для этого – повтор звуков, с помощью которого пишущий пытается изобразить, как он произносил бы слово или фразу при устном общении: «Бедаа» (ВК), «Как крутоо!» (ВК). О.В. Гох отмечает: «В Интернет-языке, который не предполагает артикуляции, многократно повторяться могут любые звуки без учета особенностей их произношения» [8, с. 57], однако в реальном интернет-общении данное средство используется не очень часто. К фонетическим средствам относится также имитация устного произношения: «што происходит деньги кончились» (ОК). В любом случае, функция фонетических средств – изобразительная, имитирующая произношение.

Орфографическая неправильность как намеренное графическое средство, так называемый «олбанский язык» становятся в сети всё менее популярными, однако эмоциональные высказывания с этим способом передачи чувства ещё встречаются, например, для выражения насмешки, пародии и не во всём тексте, а лишь в его элементе: «Спасибо, Нойзы, вас с наступающим! И вас тоже Россияни! Всем любви и удачи!» (ВК).

В интернет-общении, как и в любой письменной коммуникации, невозможно или затруднительно использовать невербальные способы выражения эмоций (интонацию, мимику, жесты), что компенсируется другими языковыми средствами: эмотиконами и «лайками».

Эмотиконы (смайлы, смайлики) представляют собой «пиктографические символы, комбинации знаков пунктуации (скобок, точек, тире и под.), предназначенные для графического обозначения той или иной эмоции, испытываемой автором высказывания» [13]. Первыми смайлами действительно были комбинации скобок, точек и тире, которые служили изобразительным знаком глаз и улыбки при наблюдении текста справа: :), =), :( и под., откуда и название (от английского smile – ‘улыбка’). Большинство современных исследователей оценивают использование эмотиконов в интернет-коммуникации нейтрально и даже позитивно: «…Современные смайлы служат для улучшения взаимопонимания и сокращения времени на написание комментария, передающего эмоции говорящего» [14, с. 6], «…Без такого дополнительного элемента как смайлы наше общение в виртуальной сети выглядело бы однообразным, более похожим на деловую переписку. Было бы трудно передать эмоции, приходилось бы расписывать многие вещи словами, что занимает слишком много времени» [15, с. 257], однако наблюдение за данным средством в социальных сетях, особенно с сети «Одноклассники», не позволяет нам сохранить позитивный настрой или хотя бы остаться равнодушными.

В публичной коммуникации многих пользователей, например, в комментариях к фотографиям, смайлы являются не просто основным, а порой единственным средством выражения эмоций, тем более что ресурс предлагает пользователям богатый выбор бесплатных готовых смайликов-изображений (солнышки, сердечки, звёздочки, тортики, машинки, снежинки и, конечно, мордашки с изображением самых разных эмоций, причём они постепенно перестали составлять большую часть предлагаемых эмотиконов). К примеру, пользователь комментирует фотографию своего друга эмотиконом «класс» (поднятый вверх большой палец), пользователь отвечает изображением улыбки. Такой диалог может вестись на нескольких страницах, дополняясь иногда какими-нибудь простейшими вербальными вставками (Спасибки, Ты лучшая!). Задуманные как дополнение к печатному тексту, эмотиконы уверенно теснят его. Мы видим причины этого в снижении вербальной культуры современного носителя языка, утраты им вербальной свободы. Выразить свою мысль или эмоцию словесно говорящему становится всё сложнее, это требует усилий, времени, старания, тем более при передаче эмоций, когда найти нужное слово, встроить его во фразу и быть при этом оригинальным не так-то просто. Многих, кроме того, стесняет орфографическая малограмотность. Ограниченность во времени в данном случае является просто отговоркой. Да, ритм жизни с каждым днём всё увеличивается, вызывая изменения в языке, его компрессию, но не в этом случае. У современного пользователя социальной сети много времени, он и в сети-то именно для того, чтобы это время куда-то деть, так что словесное выражение эмоций пришлось бы кстати, если бы было возможно. Но – сложно, затруднительно. А смайлик – вот он, готовый, красивый, простой в использовании!

Ряд исследователей отмечают, что «креативность и творчество позволяют сейчас каждому человеку индивидуально выражать свои чувства, используя для этого набор некоторых специальных программных инструментов социальной сети» [15, с. 257], в результате чего появляются авторские, оригинальные смайлы. Наше исследование показало, что такие смайлы практически не применяются пользователями, желающими оперировать именно готовыми шаблонами эмотиконов. В этом же случае эмотикон выступает как средство, обедняющее общение, мешающее полноценному выражению эмоций, лишающее высказывание оригинальности.

Возникли на основе эмотиконов, стали их увеличенными, более объёмными версиями такие средства выражения эмоций, как открытки. Сегодня чаще всего пользователи социальных сетей вставляют в диалоги ссылки на готовые открытки, представленные в бесплатном доступе. Как показал наш мини-опрос, большинство завсегдатаев систем виртуального общения давно перестали переходить по ссылкам и смотреть, какие именно открытки им прислали, довольствуясь просто ответом в виде смайла или такой же открытки.

Среди графических средств выражения эмоций в последнее время распространёнными стали так называемые «лайки»: оценить фотографию, высказывание, комментарий, новость можно, нажав на кнопку «лайк» (от английского to like – ‘нравиться’), обычно выглядящую как изображение поднятого вверх большого пальца. Выражение эмоции в данном случае требует даже меньше усилий, чем при выборе смайла – надо только нажать на кнопку. Этот способ выражения оценки и эмоции принимается не всеми пользователями, есть и отрицательные его оценки: «И вообще уже задолбали попрошайки классов. Вот поставь им класс и все тут. А не пошли бы вы подальше со своими классами». Языковая личность на уровне подсознания, даже не до конца понимая свои собственные чувства, осознаёт, что «что-то здесь не так», эмоции должны выражаться по-другому, более богато.

К лексическим средствам выражения эмоций относится эмоциональная лексика – слова, выражающие положительные и отрицательные эмоции. Они представлены в процессе общения двумя полюсами, между которыми практически нет нейтральной прослойки. Примеры выражения положительных эмоций (приятия, симпатии, интереса, одобрения): «Красавчики» (ОК), «сладкие. » (ОК), «Пупсики)» (ВК). Примеры выражения негативных эмоций (неодобрения, презрения, несогласия и др.): «Самая настоящая чушь..» (ОК), «Мы, либералы зрелищами из зомбоящика быдло обеспечим!» (ОК) и под.

Комбинация русских и английских слов, оформленных в соответствующей графике, также может говорить о каких-то эмоциях, например, о сомнении, желании разобраться: «TheСложно» (ВК).

Фразеологические единицы также представлены в сфере лексических способов выражения эмоций в социальных сетях, хотя надо отметить, что набор их невелик, и всё многообразие русской образной фразеологии сегодня говорящим не используется. Примеры: «Сладкая парочка!» (ОК), «это деньги на ветер-в прямом смысле» (ОК).

Деминутивы (слова, образованные с помощью оценочных суффиксов и выражающие уменьшительное значение) совсем недавно были очень популярны в интернет-языке, сейчас же наблюдается спад в их использовании, встречаются они нечасто: «ныть везде и всюду, навешать соплей во вконтактике, плакать под елкой» (ВК).

Что касается правильности использования знаков препинания, то к досадным ошибкам, снижающим эмоциональность высказывания, относится их отсутствие (именно как ошибка, когда пишущий не знает, что знак препинания необходим, и это снижает эмоциональность фразы) и уже отмеченное выше и характерное для нескольких приведённых примеров неумение использовать тире (ввод его без пробелов, как дефиса, что не способствует планировавшейся в месте тире многозначительной паузе при чтении).

Итак, для современного носителя языка выражение эмоций – насущная потребность, обязательная в общении. Пользователи социальных сетей прибегают к фонетическим, графическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим и другим средствам выражения эмоций. Преобладающим способом является графический, направленный на зрительное восприятие информации, приём не столько словесных, эксплицитных, сколько внешних, имплицитных, графических сигналов.

Современная языковая личность испытывает трудности в словесном выражении эмоций, связанные с понижением уровня речевой культуры, уровня владения средним человеком языком. Глубокая и искренняя потребность выражать свои чувства не может получить адекватной реализации в продуцируемых рядовым носителем языка текстах. Компенсировать данные трудности призваны эмотиконы (смайлы), «лайки», графические средства выражения эмоций, сленг, вульгаризмы, нецензурная лексика.

Читайте также: