Выражение чувства радости в музыке

Обновлено: 21.11.2024

Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка).

Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.

Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.

Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.

Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?

Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости - радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.

Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра: термин «концерт» происходит от латинского concerto - «состязаться». В творчестве Моцарта концерт занимал особое место.
Моцарту было лишь одиннадцать лет, когда он сочинил свой первый концерт для фортепиано с оркестром. Всего его перу принадлежит двадцать семь сочинений в этом жанре.
Моцарт синтезировал искания своих непосредственных предшественников и в своём творчестве довёл жанр концерта до классического совершенства: установил классическую последовательность и значение частей концерта:
I ч. - сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция - чисто оркестровая, вторая - с участием солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает, скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло - каденция. В каденции, когда оркестр замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал всё, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Однако, существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им для исполнителей.
II ч. - лирический центр всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III ч. - быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Концерт № 23 был написан в 1786 году в дни Великого поста, когда спектакли и подобные им развлечения запрещались, но публика всё равно желала слушать музыку, поэтому концертная жизнь в этот период резко активизировалась. Моцарт, целенаправленно добившийся репутации лучшего в Вене пианиста, не мог упустить такой момент.
При жизни Моцарта этот концерт не издавался, его впервые напечатали в Лейпциге уже в XIX столетии.

Вопросы и задания:

  1. Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?
  2. Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?
  3. Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?
  4. Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Концерт № 23 in A Major, K488:
I. Allegro, mp3;
II. Adagio , mp3;
III. Allegro assai , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: