Выражение благодарности у мусульман
Обновлено: 22.12.2024
В Коране важность благодарности раскрывается в двух вариантах. Первый- это поклонение. Поклонение, которое является сутью взаимоотношений между человеком и его Творцом, представлено как условие благодарности. Например:
«О вы, которые уверовали! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь» (Сура "Аль-Бакара", аят 172).
Согласно аяту, искреннее поклонение, покорность Всевышнему выражается в благодарности, а тот, кто не верует, не может быть благодарным.
В другом аяте говорится:
«Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня» (Сура "Аль-Бакара", аят152).
Арабское слово, использованное для обозначения «отречения», - это слово «куфр», что в оригинале означает «покрывать», «скрывать». Оно в Коране используется относительно тех, кто познал Всевышнего, но потом отрекся от веры. И лингвистическое, и кораническое значение в принципе обозначают одно и то же и приводят к единому выводу – неблагодарность является признаком отречения от Всевышнего, неверия. Но почему именно благодарность является ядром поклонения.
О благодарности в Коране, пять категорий благодарности
Чтобы лучше понять значение благодарности в Коране, следует начать с обращения к слову, выбранному для обозначения благодарности. Это слово «шукр» - оно переводится как благодарность во всех тафсирах и используется «на протяжении» всего Корана.
Согласно лингвистическому переводу «шукр» - это «влияние пищи на организм животного» (Ибн Кайим). Это означает, что когда животное употребляет пищу, оно становится здоровее, и этот эффект отражается на его виде и состоянии. Таким образом, шукр – это «показатель» благословения, оказанного кому-то.
Основываясь на этом определении, мусульманские исследователи добавили, что благодарность – это не только благословение, но и знание, что оно ниспослано Всевышним Аллахом. Таким образом, благодарность согласно исламской духовной концепции – это «признательность за блага Всевышнего в устной форме через восхваление, искренне от всего сердца свидетельствуя о них и любя Всевышнего, а также физически через поклонение и подчинение Его приказам».
Так, цель или суть благодарности может быть разбита на 5 категорий.
1. Признание того, кто получает, тому, кто дает. Через благодарность увеличивается степень веры человека, Его доверие к Творцу и восхищение Им.
2. Любовь к дающему. Согласно одному из словарей: «Благодарность - это, по сути, моральный эффект, в основе которого лежит эмпатия: чтобы признать ценность подарка, получатель должен идентифицировать себя с психологическим состоянием того, кто его подарил».
Размышляя о мотивах Всевышнего, Который делат что-то для своих творений из лучших побуждений, при этом не будучи зависимым от их благодарности и веры, человек проникается любовью к Нему.
3. Выражение благодарности не только словом, но и делом. Это выражается не только в поклонении, но и в совершении благодеяний в отношении других творений. Как говорил Карл Густав Юнг: «Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы что-то можете отдать». Иногда, лучшая благодарность – это продолжить цепочку добра, делясь своими благами с другими.
4. Признание благ. Очень важно выражать свою благодарность словами, напоминая о них не только себе, но и другим. Часто, привыкая к чему-то хорошему, мы просто перестаем это замечать. И только словесное или мысленное напоминание себе о своем богатстве, позволяет «обновлять» чувство благодарности.
5. Использование дарованного в соответствии с довольством того, кто дал. Время, здоровье, богатство и другие ценности можно использовать как для того, что вызовет еще большее довольство Творца, так и для того, чтобы «снискать» Его гнев. Может ли считаться благодарным человек, которые признает свои блага, но использует их для злодеяний. Это скорее проявление «антиблагодарности».
Признание благ, ниспосланных Всевышним, убеждает не только в щедрости, доброте и милости Всевышнего, но и в мудрости их ниспослания, стоящей за ними. Зачастую это заставляет человека быть более сознательным в отношении своего богатства и жизни в общем.
Читайте также: