Выготский леонтьев эльконин и др отмечали что в игре находят выражение основные потребности детей

Обновлено: 27.09.2024

Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно - ролевой игры в психическом развитии ребенка - дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом».

Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы. Все это ставит игру на высший уровень развития, «возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».[6,с.62-76]

Таким образом, ведущей является такая деятельность, развитие которой обусловливает главные и изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н., 1977).

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии (Менджерицкая Д.В., 1982).

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.

Менджерицкая Д.В. (1982) писала о важной особенности игры - ее проникновении в различные виды деятельности: труд и игра, повседневная бытовая деятельность и игра, учебная деятельность и игра. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. отмечали, что учебная деятельность зарождается внутри игры, именно в ней возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Эльконин Д.Б. (1999) писал, что любая деятельность развивает ребенка, но не одна из них не осуществляет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла деятельности человека, как в игре.

В игре формируется произвольность всех психических процессов, например, произвольная память и внимание. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и содержания. В игре формируется произвольное поведение, ребенок начинает контролировать сам себя, подавляет сиюминутные побуждения и желания и подчиняется эталону поведения.

Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их (Выготский Л.С., 1966; Запорожец А.В., 1978).

Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно -ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

В игре развивается образное мышление, воображение. Она способствует развитию личности ребенка: принимая в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него «социальных» эмоций, начал нравственности.

В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).

В игре развивается умение увидеть и анализировать ситуацию, выделять новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации. Игра является насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Игра - это универсальный способ коррекции недостатков психической деятельности.

Кроме того, в игровой деятельности ребенок свободно реализовывает свои желания и интересы, игра обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, являясь самой интересной и привлекательной деятельностью. Привлекательна игра тем, что играя ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, все ему подвластно: предметы, действия, отношения - все то, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы объясняется спецификой сюжетной игры - все действия осуществляются в воображаемой, условной ситуации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).

Эльконин Д.Б.(1999) отмечал, что в игре нет ощутимого, реального продукта. В ней все «понарошку», все «как будто». Эти «возможности» игры обеспечивают дошкольнику его эмоциональный внутренний комфорт и расширяют практический мир ребенка.

В игре происходит активная социализация, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Игра выступает как средство познания ребенком предметной и социальной действительности.

Кроме того, игра создает благоприятные условия для развития движений ребенка, когда ребенок берет на себя определенную роль он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого. Запорожец А.В. писал, что «игра - представляет первую для ребенка доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений» [ 13, c .166].

Аркин Е.А. (1968) отмечал благотворное влияние игровой деятельности на здоровье ребенка, поскольку она является единственной формой деятельности, во всех случаях отвечающая его организации. Игра не предъявляет ребенку требования, которые были бы ему не посильны. И вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья.

Таким образом, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поскольку оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка.

Читайте также: