Выбор слов и выражений наиболее подходящих для передачи мысли собеседнику

Обновлено: 22.12.2024

Важно всегда соблюдать правила ведения разговора: – то, что сообщается, должно быть истинным:

· все необходимое партнеру для понимания должно быть соответствующим образом ему представлено;

· говорящий предполагает, что собеседник верит ему;

· вопрос задается с надеждой на ответ;

· просьба предполагает воплощение в действие.

2.1 Культура речи на современном этапе

В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.

Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи. Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в нашей устной речи сегодня таковы.

Заключение.

К речи государственного служащего предъявляются следующие требования:

· Правильность и чистота речи, диктуемые нормами общенародного литературного языка.

· Уместность речи, проявляющаяся в адекватном выборе стиля и типа речи по отношению к определенному участнику общения.

Культура речи государственного служащего заключается как в знании лексических, грамматических и орфографических норм современного русского языка и правил этикета, так и в умении выбрать и грамотно использовать специальные слова и словосочетания, характерные для того или иного жанра устного и письменного делового общения.

Государственному служащему необходимо серьезно работать над звуковой организацией речи, умело использовать невербальные средства коммуникации, усиливающие воздействие речи, в частности жестово-мимические возможности человека.

Развитие культуры речи государственных служащих будет содействовать превращению этого слоя населения России в элиту личностно ориентированного гражданского общества.

Можно предложить следующие пути формирования речевого этикета у государственных и муниципальных служащих:

· читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, обращение к словарям русского языка;

· больше читать литературу различных жанров, пытаться анализировать прочитанное, накапливать интересную информацию и новые знания;

· систематически обращаться к различным справочникам, энциклопедиям;

· внимательно прослушивать хороших ораторов, выдающихся актеров, анализировать их выступления с точки зрения языковой культуры;

· осуществлять постоянный самоконтроль, бороться с погрешностями языка в повседневной речи;

· приобретать навыки публичных выступлений, практиковать участие в беседах, дискуссиях, обсуждениях;

· регулярно вести записи, помогающие пополнению знаний о правилах и нормах русского языка;

· ни на минуту не сомневаться в том, что можно стать хорошим специалистом, обладающим высокой культурой речи.

Таким образом, уровень владения государственным и муниципальным служащим речевым этикетом определяет степень его профессиональной пригодности. Кроме того, знание основных правил речевого этикета способствует росту авторитета, порождает доверие и уважение к человеку, облеченному государственной властью.

Список используемых источников:

1. Козельская Н.А., Рудакова А.В. Культура речи и деловое общение: учебно-методическое пособие для вузов / Н.А. Козельская, А.В. Рудакова.–Воронеж, 2011. – 78 с.

2. Стернина И.А. Речевая культура государственного служащего. Справочное пособие – Воронеж, 2012. – 130 с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.– 544 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. -- М.: Русский язык, 2001. - 568 с.

5. Антипов Г.А., Крохина Н.Б., Парфенова И.Ю. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. пособие Г.А. Антипов, Н.Б. Крохина, И.Ю. Парфенова.—Новосибирск: изд-во СибАГС, 2012. – 199 с.

6. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей. –М.: МарТ, 2006. – 311 с.

Читайте также: