Выбор слов и выражений наиболее подходящих для передачи мысли собеседнику
Обновлено: 22.12.2024
Важно всегда соблюдать правила ведения разговора: – то, что сообщается, должно быть истинным:
· все необходимое партнеру для понимания должно быть соответствующим образом ему представлено;
· говорящий предполагает, что собеседник верит ему;
· вопрос задается с надеждой на ответ;
· просьба предполагает воплощение в действие.
2.1 Культура речи на современном этапе
В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.
Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи. Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в нашей устной речи сегодня таковы.
Заключение.
К речи государственного служащего предъявляются следующие требования:
· Правильность и чистота речи, диктуемые нормами общенародного литературного языка.
· Уместность речи, проявляющаяся в адекватном выборе стиля и типа речи по отношению к определенному участнику общения.
Культура речи государственного служащего заключается как в знании лексических, грамматических и орфографических норм современного русского языка и правил этикета, так и в умении выбрать и грамотно использовать специальные слова и словосочетания, характерные для того или иного жанра устного и письменного делового общения.
Государственному служащему необходимо серьезно работать над звуковой организацией речи, умело использовать невербальные средства коммуникации, усиливающие воздействие речи, в частности жестово-мимические возможности человека.
Развитие культуры речи государственных служащих будет содействовать превращению этого слоя населения России в элиту личностно ориентированного гражданского общества.
Можно предложить следующие пути формирования речевого этикета у государственных и муниципальных служащих:
· читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, обращение к словарям русского языка;
· больше читать литературу различных жанров, пытаться анализировать прочитанное, накапливать интересную информацию и новые знания;
· систематически обращаться к различным справочникам, энциклопедиям;
· внимательно прослушивать хороших ораторов, выдающихся актеров, анализировать их выступления с точки зрения языковой культуры;
· осуществлять постоянный самоконтроль, бороться с погрешностями языка в повседневной речи;
· приобретать навыки публичных выступлений, практиковать участие в беседах, дискуссиях, обсуждениях;
· регулярно вести записи, помогающие пополнению знаний о правилах и нормах русского языка;
· ни на минуту не сомневаться в том, что можно стать хорошим специалистом, обладающим высокой культурой речи.
Таким образом, уровень владения государственным и муниципальным служащим речевым этикетом определяет степень его профессиональной пригодности. Кроме того, знание основных правил речевого этикета способствует росту авторитета, порождает доверие и уважение к человеку, облеченному государственной властью.
Список используемых источников:
1. Козельская Н.А., Рудакова А.В. Культура речи и деловое общение: учебно-методическое пособие для вузов / Н.А. Козельская, А.В. Рудакова.–Воронеж, 2011. – 78 с.
2. Стернина И.А. Речевая культура государственного служащего. Справочное пособие – Воронеж, 2012. – 130 с.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.– 544 с.
4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. -- М.: Русский язык, 2001. - 568 с.
5. Антипов Г.А., Крохина Н.Б., Парфенова И.Ю. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. пособие Г.А. Антипов, Н.Б. Крохина, И.Ю. Парфенова.—Новосибирск: изд-во СибАГС, 2012. – 199 с.
6. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей. –М.: МарТ, 2006. – 311 с.
Читайте также: