Выберите фразу клише характерную для составления аннотации

Обновлено: 04.11.2024

Слова-выручалки при написании курсовых и дипломных проектов .

В помощь студентам

Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые особенно важно знать студентам.


КП , ДП – курсовой проект , дипломный проект соответственно.

– Курсовой проект; Дипломный проект (КП; ДП) посвящен такому актуальному вопросу, как. …
– КП; ДП посвящен характеристике проблемы. …
– КП; ДП посвящен решению вопроса. …
– КП; ДП посвящен анализу литературы. …
– Темой КП; ДП является. …
– В КП; ДП рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).

– В центре внимания автора находятся. …
– На первый план автором выдвигаются. …
– Главные усилия автора направлены на. …
– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы). …останавливается на следующих проблемах и т.д.


Актуальность темы (проблемы), которой посвящен КП; ДП .

– Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как. …
– Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия).
– Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.).
– В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?).

Характеристика первоисточников, используемых автором проекта.

– Автор привлекает к анализу следующие материалы. …
– Материалом исследования послужили. …
– В основе КП; ДП лежат материалы исследований. …

Описание основных подходов к решению проблемы.

– В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы.. .

- Можно выделить несколько подходов к решению проблемы.
– Существует несколько основных точек зрения на проблему… . Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?)… .
– В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения)…

Изложение сущности различных точек зрения.

– Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).

Выражение отношения к различным точкам зрения.

– Мы разделяем точку зрения автора. …
– Нельзя не согласиться с мнением автора о том. …

– Трудно согласиться (с чем?)….
– Хочется опровергнуть взгляды автора. …
– Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора.
– Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что. …
– Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?).
– Автор упускает из виду. …, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?).

Выбор той или иной точки зрения. Выводы.

– Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?).
– Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?).
– Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?).
– В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?).
– Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что. …
– На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)…
– Можно сделать заключение, что.

Об особенностях языкового стиля КП; ДП.


Для написания КП; ДП используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

- Предметом дальнейшего рассмотрения является…
- Остановимся прежде на анализе последней.
- Эта деятельность может быть определена как…
- С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
- Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
- При этом … должно (может) рассматриваться как …
- Рассматриваемая форма…
- Ясно, что…
- Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
- Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
- Логика рассуждения приводит к следующему…
- Как хорошо известно…
- Следует отметить…
- Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных.

Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения.

Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы.

Конструкции, связывающие все композиционные части

схемы-модели КП; ДП.


Переход от перечисления к анализу основных вопросов проекта:


- В этом (данном, предлагаемом, настоящем, рассматриваемом, реферируемом, названном. ) проекте (работе. , статье …) автор (ученый, исследователь. ; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый. ) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает. ) ряд (несколько. ) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных. ) вопросов (проблем. )


Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов:


Варианты переходных конструкций:


- Одним из самых существенных (важных, актуальных. ) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о.


- Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о.


- Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на.


Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу


- В заключение можно сказать, что.

- На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы.
- Таким образом, можно сказать, что.

- Итак, мы видим, что.


При реферировании проекта обычно используется модель:

автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

Группы глаголов, употребляемые при реферировании проекта.


1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:


- Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).


Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем):

- во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.


2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в проекте:


- Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает. что.


- Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства.


3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:


- (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).


4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных проектах при характеристике авторами события, положения и т.п.:

показывает картины жизни кого, чего;

изображает положение где;


5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

приводит что (примеры, таблицы);

ссылается, опирается . на что;

базируется на чем;

аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает . что чем;

сравнивает, сопоставляет, соотносит . что с чем;

противопоставляет . что чему.


6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

указывает. на что,

(специально) останавливается . на чем;

(неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается . к чему.

обращает внимание. на что;

уделяет внимание чему:

акцентирует. внимание . на чем.


7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

приходит к выводу,

Можно сделать вывод.


8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании проекта полемического, критического характера:


Передающие позитивное отношение автора:

- защищать, отстаивать . что, кого;

- соглашаться с чем, с кем;

- стоять на стороне . чего, кого;

- разделять (чье) ч пение;

- доказывать . что, кому;

- убеждать . в чем, кого.


Передающие негативное отношение автора:


- полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать;

- не соглашаться . с кем, с чем;

- подвергать. что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать;

- отрицать; обвинять. кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

Удачной всем учёбы.

Рейтинг материала: 3,0 (голосов: 2)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: