Выберите фразу для снятия страха технологическая операция создания ситуации успеха

Обновлено: 12.05.2024

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению . А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха [7].

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он стремиться глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. У. Глессер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни [5].

Белкин А. С. разделяет понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя . Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это - беда. Это очень серьезно, последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это - состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Алгоритм создания ситуации успеха.

Технологические операции создания ситуаций успеха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

2. Авансирование успешного результата.

Помогает учителю выразить свою убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

«У вас обязательно получится…»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу не забудьте…»

4. Внесение мотива

Показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог…»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение…».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

Наилучшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это источник его внутренних сил и энергии. Как же создать ситуацию успеха?

Способы и приемы создания ситуации успеха могут быть следующими:

1 . Установление психологического контакта (вербального, невербального), создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы типа:

–Я рада тебя видеть;

– Мне приятно общаться с тобой”;

–Как хорошо, что мы с тобой встретились” и т.д., все, что можно отнести к “психологическому поглаживанию”, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему.

2. Снятие чувства страха . Освобождение психологического зажима: “Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ. ”.

3. Четкая инструкция. Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь :

–Я полагаю, что удобнее было бы сделать. ;

–Я знаю, что обычно начинают с . ;

– Достаточно вспомнить вот эту часть и …;

– Может быть, попробуешь…;

– Я думаю, ты не забудешь о…;

– Я прямо не дождусь, как появится вот эта возможность…;

4. Авансирование личности , провозглашение ее достоинств.

– У тебя это получится непременно;

– Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называется достоинство);

– Твой сильный характер не боится неудач.

Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.

5. Использование приема положительного подкрепления : переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости:

– Это нам необходимо;

– Это очень важно для нашей работы;

– Наше дело зависит от твоей работы;

– Только ты и можешь…;

– Никто, кроме тебя…;

– Именно ты способен это сделать…;

Тем самым подчеркивается незаменимость ребенка при выполнении того или иного дела интерпретирование недостатка, как достоинства:

– Сережа у нас не жадный, а экономный, давайте поручим ему. ;

– Марина, напрасно ты расстраиваешься, что ты высокая, ведь высокий рост -это залог красоты, вспомни фотомоделей. ;

6. Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) - передает веру в успех и дает импульсы к действию:

– У тебя получится.

7. Педагогическая оценка результата : оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки, т.е. похвалить зато, что получилось хорошо.

8. Вселение веры ребенку в его будущие успехи:

– Вот видишь, у тебя получилось. В следующий раз ты сможешь выполнить более сложное задание

Метафора «все в твоих руках».

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

Мы можем выделить следующие основные принципы создания ситуации успеха.

Психологизация содержания образования. Мы должны обучать учащихся тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями. Это как раз те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее. Развитие у учащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Что бы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.

Развитие самостоятельности и личной ответственности – признак человека с развитой потребностью в достижениях. Чем больше поощряется самостоятельность учащихся, тем более успешными в итоге она становятся. Формирование ценностного отношения к другим людям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Индивидуалистическая мотивация обедняет личность и делает человека одиноким и менее успешным в жизни.

Отсутствие авторитаризма педагога в оценке учащихся. Формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся. Это позволяет развивать у них субъективность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха, неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности.

Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Это укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем, это препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как побудительной причины учения и любой другой деятельности.

Привлекательность для учащихся процесса учебной и другой деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью учащегося в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был ему интересен и являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности его в учебную деятельность и таким образом повысить результаты.

Ориентация самих педагогов на высокие профессиональные и другие достижения. Согласитесь, что слова о достижениях в устах педагога-неудачника или равнодушного к профессиональным успехам звучит неискренне. Педагог, ориентированный на достижение, является примером для студентов и доказательством состоятельности методов его работы.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Читайте также: