Внешнее выражение совместной деятельности педагога и детей
Обновлено: 21.11.2024
Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost.docx | 21.97 КБ |
tablitsa.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.
Совместная деятельности – взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е. В. Шорохова).
«Совместная деятельность взрослого и детей» в аспекте ФГТ – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.
Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми: - включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимания).
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.
Игра - это единственный путь обучения, который доступен в дошкольном возрасте (как я применяю игры с правилами, развивающие игры, познавательные игровые упражнения в своей работе с детьми в различных режимных моментах).
Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения…
Игра – своеобразная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.
В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в игре ребенок получает большую самостоятельность, чем в учебной бытовой и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых и этот процесс начинается очень рано.
В раннем детстве еще нет заметной разницы между манипулятивной деятельностью и игрой. Первое время любые игрушки используются как предметы, которые можно возить носить. На третьем году жизни игра выделяется уже как самостоятельный вид деятельности, однако вначале различные формы детской игры (сюжет – ролевые, подвижные, дидактические) не имеют ярко выраженной специфики.
Воспитатель должен принимать непосредственное участие в играх младших дошкольников, учить детей играть, формируя у малышей все более сложные игровые умения. Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Уже ребенка 2-х лет воспитатель учит простейшим игровым действием, знакомым небольшому жизненному опыту. В эмоциональной форме он показывает, как покормить куклу или мишку, дать кукле попить, покачать ее, положить спать. Часто этого бывает достаточно, чтобы ребенок вошел в игру. Но если дети затрудняются в воспроизведении игрового действия, воспитателю необходимо выполнить его совместно с ребенком. Например, девочка не может покормить куклу. Тогда воспитатель берет ложку, предлагает ребенку тоже обхватить ее рукой и ободряюще говорит: «Давай вместе покормим нашу Алену, вот как хорошо Алена ест».
Для детей третьего года жизни следует подбирать несложные сюжеты с небольшим количеством действующих лиц (1-2) выполняющих простые действия. Например, Мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила ей кашу, положила кашу на тарелку, подвязала дочке салфетку, покормила ее и т.д.
Дети третьего года жизни не всегда могут самостоятельно перевести действия производимым воспитателям, с одной игрушки на другую. Например: воспитатель «лечил» мишку, они тоже «лечат» только мишку. В таких случаях целесообразно повторить игровые действия и с другими игрушками.
Одной из программных задач при организации между детьми третьего года жизни является формирования умения «играть рядом не мешая друг другу, воспитывая желания охотно играть вместе, развивать навыки совместной игры». В этом возрасте начинают складываться первоначальные формы взаимоотношений между детьми. Воспитатель должен направлять и регулировать эти взаимоотношения путем участия в играх детей, поощряя хороших и осуждая плохие поступки.
Утром дети 2-х летного возраста играют уже освоенными игрушками. Новые игрушки можно дать в том случае, если воспитательница принимает посредственное участие в игре. А для детей 3 летного возраста создаются такие условия, чтобы дети могли играть индивидуально и небольшими группами с различными сюжетными, дидактическими игрушками и настольными играми. В результате совместной игровой деятельности детей и воспитателей дети научились переносить действия с одной игрушки на другую. Карина умела кормить только куклу. Предлагаем ей другие игрушки со словами: «Зайчик тоже хочет кушать, покорми его». Был использован прием косвенного подсказа, например: «Твоя кукла проснулась, что она сейчас будет делать?» Ребенок начинал одевать куклу. Постепенно подводить детей к играм рядом учим их использовать простейшие формы совместных игр, доброжелательно относиться к товарищам. Являясь участником игр, регулирую детские взаимоотношения, поощряю хорошие поступки, направляю поведение детей. Вместе с детьми рассматриваем одежды куклы, называем их. Дети припоминают названия деталей: воротник, пуговицы, рукава. Затем воспитатель последовательно одевает на куклу кофту, пальто. Дети внимательно наблюдают за этими действиями. Чтобы закрепить навыки предлагаю детям повторить действия. В начале малышам требовалась помощь, а затем они научились одевать и раздевать кукол самостоятельно. При этом обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
Игра для дошкольников – это и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Игра широко используется в педагогическом процессе – как средство воспитательно-образовательной работы. Наряду с этим она рассматривается и как форма организации жизни детского коллектива.
Игра занимает особое место в педагогическом процессе, так как является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни средством воспитания у детей навыков общественного поведения.
Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность педагогов и детей в ДОУ.
Темой дня детей и педагогов младшей группы - «Путешествие в сказку».
Малыши отправятся на прогулку в сказочно-волшебный зимний лес.
На их пути встречаются герои сказки «Рукавичка». Они поделятся с детьми, как холодно и голодно им живется в лесу зимой.
Добрые дети пришли в лес не с пустыми руками – всем принесли угощенье по душе: мышки - зернышки, зайцу – морковку, лисе-Патрикеевне – сладкий корешок и т.д. Далее ребятам встречается медведюшка – батюшка. Ребята удивляются, почему медведь гуляет зимой по лесу. Они говорят, что мишка на зиму впадает в спячку. Медведюшка – батюшка выслушивает их суждения и говорит, что они правы и уходит к себе в берлогу.
Гуляя по лесной дорожке, ребята встречают Лесовичка, который предложил устроить для зверят теплое и уютное жилье из мягкой рукавички. Точь-в точь как в любимой детям сказке.
Дети решают, что Рукавичка должна быть не только теплой, но и нарядной. Вместе с Лесовичком они украшают рукавичку голубыми и белыми снежинками (стиль Гжель), силуэтами героев сказки, разукрашенными в бело- голубой гамме.
Вместе относят её на зимнюю полянку, одевают маски зверюшек и играют в сказку «Рукавичка».
Детей средней группы приглашают дети старшей группы на «Прогулку по сказке «Рукавичка».
Вместе они вспоминают правила поведения в лесу, затем отправляются на прогулку. По дороге их встречают лесные звери (переодетые в маски и костюмы дети старшей группы) и рассказывают в стихотворной форме как им живется в зимнем лесу. Так же по пути ребята отгадывают загадки про лесных жителей. После встречи с последним лесным жителем - медведем, дети решают сделать им подарок. Они вырезают из бумаги заготовленные шаблоны героев сказки, украшают их с помощью восковых мелков, пластилина и дарят их лесным жителям.
В старшей группе проводят «Вечер сказок». Педагог загадывает загадки о различных героях сказок, располагает их изображения на мольберте. После каждого отгаданного героя проводится игра «Кто это? Что он делает?».
После «Вечера сказок» ребята делают несложные поделки героев сказки «Рукавичка» по принципу оригами (умение сгибать по намеченным линиям), далее они могут разукрасить их в стиле Гжель.
В подготовительной группе можно провести клубный вечер, посвященный блоку «В гостях у сказки» . Проводится викторина «В гостях у сказки».
Команды знатоков сказок отвечают на непростые вопросы о жизни, о повадках, о характере и привычках героев сказок с которыми они познакомились на занятиях. Например, ребята должны отгадать кто из героев сказки «Рукавичка» оставил следы на снегу.
Отдельные задания требуют от игроков умение самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать ее результат, например, «Почему в сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?».
Потрудиться надо и при выполнении классификационных заданий, например, «Чей дом?» - нужно разместить героев сказок у своих домов.
Приложить смекалку необходимо в разгадывание сказочного кроссворда и ребусов.
На конструировании можно смастерить с ребятами героев сказки «Рукавичка» из картона на основе цилиндра, конуса, а расписать их можно гжелевскими цветами.
Рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах по теме «В гостях у сказки». Данные примеры занесены в таблицу №1.
Читайте также: