Вершиной в эволюции игры по выражению л с выготского является
Обновлено: 04.11.2024
Что больше всего на свете любят делать дети? Конечно, играть! Детские игры весьма разнообразны. Это зависит от множества факторов, но этот процесс всегда очень увлекателен для ребенка. Играть ребенок начинает с младенчества и постепенно его игра развивается, приобретает новые формы и смыслы. Но как возникает игра? И какую роль она играет в развитии личности ребенка? Является ли игра ведущей деятельностью дошкольника, создавая зону ближайшего развития, или это всего лишь преобладающий вид деятельности дошкольника? Ответы на эти вопросы отражает позиция выдающегося отечественного психолога Л. С. Выгодского. В своих работах он уделяет особое внимание значению игры для каждого периода детства.
По мнению Л. С. Выготского: «с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Именно игра оказывает большое влияние на формирование детского воображения, а следовательно и ряда других психических функций. Как же возникает игра? По словам Л. С. Выготского «в дошкольном возрасте у ребенка возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего его развития, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этот период возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Ребенок раннего возраста имеет тенденцию к непосредственному разрешению и удовлетворению своих желаний. Исследования показывают, что не только там, где мы имеем дело с детьми недостаточно интеллектуально развитыми, но и там, где мы имеем недоразвитие аффективной сферы, игра не развивается». Говоря простым языком, игра – это воображаемая реализация желаний ребенка, которые он пока не способен осуществить в реальной жизни. Но значит ли, что любо нереализованное желание ребенка превратится в игру? Так никогда не происходит. Л. С. Выготский говорит о том, что у ребенка есть не только отдельные аффективные реакции на отдельные явления, а обобщенные неопредмеченные аффективные тенденции. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Но это совсем не означает, что ребенок осознанно затевает игру, понимает те мотивы, ради которых начал играть. Ребенок играет неосознанно. Создавая мнимую ситуация, он воспринимает ее как реальную, принимая образы на себя.
В повседневной жизни дети не очень-то следуют правилам. Они не всегда им понятны, почему в той или иной ситуации необходимо действовать так, а не иначе, почему происходят те или иные события, и чем взрослые руководствуются в своих действиях. Но в игре все меняется. Игра всегда идет по правилам. Их может установить взрослый, организующий игру, или правила сами возникают в сознании детей. В игре «по правилам» жизненная ситуация становится понятной и очевидной для детей. Если девочки играют в «дочки-матери», они начинают действовать по правилам «мамы», ведут себя, как «мама»
И в этой ситуации можно проследить первый парадокс в игре на который указывает Л. С. Выготский : «ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.В то же время научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию». Второй парадокс заключается в том, что ребенок оперирует оторванным значением, но в реальной ситуации.
Уникальность детской игры в том, что ребенок, действуя в вымышленной ситуации, использует реальные мотивы. В этот момент ребенок учится мыслить, воображать, фантазировать, при этом ребенок ограничивает свою мечту условиями и возможностями. Практически – ребенок моделирует свою будущую жизнь. В игре ребенок всегда на шаг В игре ребенок свободен, т. е. он определяет свои поступки, исходя из своего «Я». Но это иллюзорная свобода. Он подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи.
Ребенок научается осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение.
Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления; связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте, как с основным фактом.
Я хотел бы еще обратить внимание на один момент: игра является действительно особенностью дошкольного возраста.
По образному выражению одного из исследователей, игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры так же, как и игра подростка, в различном, конечно, смысле этого слова; серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что он играет, не отделяя мнимой ситуации от реальной.
У школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деятельности, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем развитии школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника.
Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ ее дает возможность определить процесс ее движения и ее роль в развитии дошкольника.
В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом). Все рассмотрение сущности игры показало нам, что в игре создается новое отношение между смысловым полем, т. е. между ситуацией в мысли, и реальной ситуацией.
ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления; связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте, как с основным фактом.
Я хотел бы еще обратить внимание на один момент: игра является действительно особенностью дошкольного возраста.
По образному выражению одного из исследователей, игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры так же, как и игра подростка, в различном, конечно, смысле этого слова; серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что он играет, не отделяя мнимой ситуации от реальной.
У школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деятельности, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем развитии школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника.
Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ ее дает возможность определить процесс ее движения и ее роль в развитии дошкольника.
В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом). Все рассмотрение сущности игры показало нам, что в игре создается новое отношение между смысловым полем, т. е. между ситуацией в мысли, и реальной ситуацией.
Вот основные положения, сформулированные Л. С. Выготским, отражающие значимость игры в развитие ребенка, которые перевернули представление о игре в мировой психологии и педагогике. Современным педагогам и родителям необходимо обратить внимание на то, какое важное место занимает игра в жизни дошкольника. Это не просто развлечение и получение удовольствий, а сложный развивающийся процесс, создающий зону ближайшего развития для ребенка. Необходимо понимать, что игра формирует личность ребенка.
Публикации по теме:Анализ осеннего утренника в средней группе с точки зрения реализации ФГОС На празднике были воспитанники средней группы в полном составе, 19 детей. Воспитатели психологически подготовили ребят, т. е. было создано.
«Детский сад и родители-счастливый ребенок» — точки соприкосновения и налаживание сотрудничества для достижения общей цели Детский сад и родители – счастливый ребенок. Точки соприкосновения и налаживание сотрудничества для достижения общей целиШеина Светлана.
Игра-занятие в младшей группе для детей с нарушением зрения «Путешествие в осенний лес» ЦЕЛИ: Учить детей различать объекты по величине, формировать умение различать основные направления относительно себя, продолжать формировать.
Консультация на тему «Развивающая игра в сенсорном развитии детей с нарушением зрения» Сенсорное воспитание является основой организации чувственного опыта детей. Главная задача сенсорного воспитания заключается в формировании.
О моем участии во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов имени Льва Семеновича Выготского (февраль-апрель 2017 года) Видео Я- победитель Всероссийского конкурса степендий и грантов имени Льва Семенович Выготского. Всего на конкурс поступило 2199 заявок со всей.
От точки до пейзажа (мастер-класс) Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по – своему. Поэтому нам, педагогам, необходимо уделять как можно больше внимание.
План по самообразованию учителя школы для детей с нарушением зрения «Игра как средство достижения активности учащихся» Индивидуальный план профессионально-личностного саморазвития педагога Беловой Татьяны Анатольевны, воспитателя ГБОУ «Набережночелнинская.
Эссе «Современный педагог дошкольного образования (три точки опоры)» "Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, – Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится, Зато, куда б ты ни попал И по.
Читайте также: