Характеристика описания как функционально смыслового типа связного высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.

Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей.

Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникация – общение, обмен мнениями, сведениями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно- трудовой деятельности.

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.

Культура речи – это, во-первых, характеристика речи, как устной, так и письменной; во-вторых, это владение нормативной базой языка и коммуникативными качествами, которые в совокупности формируют речевое поведение профессионала. В компетенции культуры речи – виды норм языка по его уровням (фонетика, акцентология, лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис, стилистика) и такие качества речи, которые образуют ее целесообразность. Единение нормативности и целесообразности в речи – атрибут ее культуры.

Речь

Речь – проявление языковых знаков в их упорядоченности; она конкретна, материальна и сугубо индивидуальна.

Речь, воплощая язык применительно к конкретной личности, является результатом психофизиологических действий – именно так создается устный или письменный текст. Речь может быть устной или письменной.

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в широком понимании – это любая звучащая речь. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения.

Различают четыре вида речевой деятельности: говорение и написание (продуцирование), а также слушание и чтение (восприятие). Совокупность ситуаций и функций общения образует речевое поведение человека.

Речь, в отличие от языка, характеризуется не только словесными, но и невербальными (внесловесными) атрибутами. Это паралингвистика (интонация, темп, сила голоса), экстралингвистика (мимика, жест), проксимика (пространственная обусловленность диалога), кинесика (двигательные характеристики собеседников). «Зеркалом души» называют глаза; действительно, значительная часть информации передается посредством взгляда - не случайно столько поэтических строк посвящено этому специфическому общению, а возле полотен Репина и Гойи зрители останавливаются, завороженные силой взгляда персонажей.

Речь определяет множество психологических нитей, ведущих к состоянию и коммуникативным интенциям собеседников, к приоритетам современного общества в целом.




Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими). Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Функционально-смысловые типы речи

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально – смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» - предметов, последний – с миром понятий, суждений.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление- значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описания положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени (телефон имеет антенну, работает на батарее, микросхемы экономят энергию).

Повествованиепредставляет собой рассказо событиях и служит для передачи последовательных различных явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении ( его так и называют – повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.

Рассуждение –это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретным предметов, а с отображением мира суждений, которые могут передавать различные логические отношения.

Норма и ошибка

Норма – социально одобренное и словарно кодифицированное правило употребление в речи языковой единицы. Несоблюдение конкретных норм, деформирование принятых форм употребления, называется речевой ошибкой. Ошибки могут возникнуть на всех уровнях языка, нарушать любое качество речи, влиять или не влиять на семантику слова и фразы.

Ошибка – один из символов языковой личности, сигнализирующий окружающим о том, каков уровень нашего развития; иногда ошибка (оговорка, опечатка) делает общение просто невозможным и направляет собеседника по заведомо ложному пути.

Речевая ошибка – отступление от норм и правил культуры речи. К таким ошибкам логично отнести контаминацию – смешение языков единиц речи, тавтологию и плеоназм – избыточное употребление и повторение морфем и слов (тавтология может также быть целенаправленной, допустимой и вынужденной); наиболее частым речевым недостатком (не всегда ошибкой) является двусмысленность. Большинство ошибок связано с пересечением языковых единиц разных рядов – от звуков («казанская кубачка» - вместо «кубанская казачка) до слов во фразе; это явление образует разноуровневую ошибку – контаминацию.

Плеоназм – ошибка, которая возникает на словообразовательном, лексическом, морфологическом или синтаксическом уровне языка. Это повторение одинаковых или нагнетание синонимических корней слов ( в том числе разноязычных), слов, грамматических форм. Слово «мемориальный» содержит в себе латинский корень, переводящий как «память»; поэтому «мемориальный памятник» - ошибка, такая же , как «языковая лингвистика» или «мудрец-философ».

Остальные речевые ошибки будут рассматриваться в их противопоставлении конкретным уровням языка или качествам речи.

Речевой аппарат

У людей нет специальных «органов речи», как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становление его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.

В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосообразование и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).

В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба).

Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию). Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессия связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой – это предохранение от переохлаждения и простудных заболеваний. Следует избегать всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования – следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.

Требование к речи

Качество голоса

Тембр голоса строго индивидуален и практически не поддается изменению. В результате тренировок можно снять некоторые недостатки (хрипоту, гнусавость, пискливость), но в целом тембр голоса составляет ту самую неповторимость, благодаря которой мы различаем голоса людей.

Чем определяется тембр голоса, из чего складываются индивидуальные окраски? Это мелодия речи (высота тона, его вариативность в пределах диапазона), темп, сила, богатство интонаций и индивидуальные особенности артикуляции.

К голосу профессионала предъявляется ряд требований, которые определяются условиями и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Во первых, голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей и должен обладать благозвучностью. Во-вторых, говорящему важно изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. В-третьих, он должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его,» отдавать»его, говорить не для себя, а для слушателя; словом, голос должен обладать полетностью. В-четвертых, голос – основное орудие речевого воздействия, поэтому с его помощью нужно суметь внушить определенные требования и добиться их выполнения. В-пятых, говорящему постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из сформулированных требований можно сказать, важнейшими профессиональными качествами голоса являются благозвучность, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость.

Благозвучность голоса (чистота и ясность тембра) во многом определяется природными данными. Тем не менее, существует возможность тренировки таких качеств голоса, как темп и высота (тон). Темп речи должен быть естественным, повседневным, но известную гибкость можно развить путем упражнений на замедление и убыстрение речи (скороговорки, потешки).

Высота голоса в некоторой степени варьируется изменением регистра. Выделяют грудной (нижний), средний (смешанный) и головной (верхний) регистры. Регистр у каждого человека индивидуален, но, изменяя положение головы можно изменять и регистр звучания.

Полетность - одно из необходимых качеств голоса, которое обеспечивает нормальную слышимость на определенном расстоянии в аудитории. Полетность зависит от того, насколько правильно оценены особенности акустики данной аудитории, возможность «отдать» звук, обеспечить его посыл. Немалую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции. Нечетная работа органов речи не позволяет сформулироваться полноценному, хорошему звуку. Силу звука иногда смешивают с громкостью и за счет ее пытаются достичь требуемой полетности голоса, или варьирование громкости зачастую является единственным проявлением гибкости голоса. Громкостью (повышенной звучностью) голоса следует пользоваться очень осторожно.

Суггестивность – способность голосом воздействовать на слушателя, внушать ему свои эмоции даже безотносительно к содержанию речи. Суггестивность голоса зависит от тембра, а тренируется в процессе отработки выразительной стороны речи, различных интонаций.

Выносливость обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда определенных требований, важнейшим из которых надо признать гигиену голосовых связок.

Дикция

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик звуков.

Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для профессионала, поскольку его речь является образцом, по которому слушатели учатся правильно и красиво говорить. Без дикции просто невозможно нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.

Работа над дикцией заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Начинать упражнения на дикцию нужно с общей артикуляционной гимнастики, а затем переходить к тренировке отдельных звуков.

Читайте также: