Верными являются высказывания слова состоят из фонем

Обновлено: 21.11.2024

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

8. С точки зрения конкретных языков языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

R русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

9. С точки зрения функционирования и социального варьирования языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

R диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

10. С точки зрения методологии и методики описания языка языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

R психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

Тема 2. Лингвистические учения в древнем мире

11. Создание справочников по различным отраслям науки характерно прежде всего для

R древнего Египта

J древней Индии

J древнего Китая

J древней Греции

12. Грамматика Панини была создана в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

13. Понятие нулевой морфемы появилось в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

14. Теория частей речи зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

15. Диалог «Кратил» был создан в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

16. Риторика как наука зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

17. Грамматическое учение зародилось в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

Тема 3. Лингвистические идеи Средних веков и эпохи Возрождения

18. Спор номиналистов и реалистов в Средние века способствовал разработке проблем

R языкового значения

J фонетических законов

J теории частей речи

19. Арабское языкознание Средних веков использовало результаты

R индийской лингвистической традиции

J китайской лингвистической традиции

J японской лингвистической традиции

J еврейской лингвистической традиции

20. Впервые в истории культуры Нового времени вопрос о народном и литературном языках был поставлен

Тема 4. Языкознание XVII – XVIII веков

21. Авторами «Всеобщей рациональной грамматики» являются

R А.Арно и К.Лансло

J А.Арно и П.Николь

J И.Гердер и А.Арно

22. Автором книги «Рассуждение о языках европейцев» является

23. Сторонником фонетического принципа русской орфографии являлся

24. Выступил с идеей создания универсального средства общения на основе средств, выступающих в функции естественного языка,

25. Предложил идею создания философского языка на основе небольшого числа элементарных единиц

26. Пытался понять сущность человеческого мышления через исследование языка

27. Толчок развитию символической логики дали идеи

28. Задачу сравнения всех современных языков мира между собой, а также с их более ранними формами впервые выдвинул

29. На родство между славянскими языками, а также между русским, латышским, греческим, латинским и немецким впервые указал

30. Впервые о родстве санскрита с греческим и латинским языками заявил

Тема 5. Языкознание XIX века

31. У истоков сравнительно-исторического языкознания не стоял

32. Идею о том, что в основе всех европейских языков лежали четыре «языка-матери» предложил

33. Разделил все языки мира на арамейские и скифские группы

34. Установил, что все славянские языки происходят от общеславянского,

35. М.В.Ломоносов сравнивал языки преимущественно на материале

36. Автором книги «О языке и мудрости индусов» был

37. Термин «индогерманские языки» ввёл в научный оборот

38. Автором работы «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка» является

39. Автором работы «О системе спряжения санскрита в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков» является

40. Автором работы «Немецкая грамматика» является

41. Автором работы «Рассуждение о славянском языке» является

42. Задачу раскрыть тайну происхождения флексии ставил

43. Ф.Бопп в своих исследованиях основное внимание уделял

44. Автором теорий о двух типах корней и о разложении каждой глагольной формы на три основные элемента является

45. Три ступени развития человеческого языка: создания, расцвета флексии и стремления к ясности выделил

46. Закон передвижения согласных предложил

47. Основателем научной этимологии считается

48. Основоположником лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии является

Тема 6. Вильгельм фон Гумбольдт – основатель теоретического языкознания

49. Возникновение понятия «внутренняя форма» связано с именем

R В. фон Гумбольдта

50. Стремление духа человека освободиться от языка – это, по В. фон Гумбольдту, антиномия

R неразрывного единства и противоречивости языка и мышления

J речи и понимания

J коллективного и индивидуального в языке

Тема 7. Натуралистическая концепция языка

51. Теория «родословного дерева» была предложена

52. Автором работы «Компедий сравнительной грамматики индоевропейских языков» является

Тема 8. Логическая концепция языка

53. В XIX веке крупнейшим представителем логического направления в языкознании России был

Тема 9. Психологическая концепция языка

54. Представителем психологического направления в языкознании являлся

55. К психологическому направлению в языкознании относилась

J Московская лингвистическая школа

R Харьковская лингвистическая школа

J Казанская лингвистическая школа

J Пражская лингвистическая школа

Тема 10. Эстетическая концепция языка

56. Сделал упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции

Тема 11. Младограмматизм

57. В центре учения лежит понятие грамматической формы у

J представителей Казанской лингвистической школы

J представителей Пражской лингвистической школы

R представителей Московской лингвистической школы

J представителей Копенгагенской лингвистической школы

58. Теория фонемы разрабатывалась в

R Казанской лингвистической школе

J Московской лингвистической школе

J Петербургской лингвистической школе

J Харьковской лингвистической школе

59. Основателем Московской лингвистической школы был

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

60. Представители Лейпцигской лингвистической школы относились к

R младограмматическому направлению в языкознании

J психологическому направлению в языкознании

J структурной лингвистике

J логическому направлению в языкознании

Тема 12. Языкознание конца XIX – начала ХХ веков

61. Теория фонемы была разработана в

J Московской лингвистической школе

R Казанской лингвистической школе

J Лейпцигской лингвистической школе

J Лондонской лингвистической школе

Тема 13. Лингвистика ХХ века. Структурализм Фердинанда де Соссюра

62. Термины «фигура, детерминация, констелляция» используются в

J функциональной лингвистике

J дескриптивной лингвистике

J порождающей грамматике

63. Основателем Пражской лингвистической школы является

64. Не относится к структуралистическим

R Московская школа языкознания

J Копенгагенская школа языкознания

J Пражская школа языкознания

J Американская лингвистика

65. Франц Боас, Эдуард Сепир, Леонард Блумфилд были основоположниками

R дескриптивной лингвистики

J функциональной лингвистики

66. Порождающая семантика активно разрабатывается главным образом

67. Главную цель раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов языка ставило

R структурное направление языкознания

J психологическое направление языкознания

J логическое направление языкознания

J ареальное направление языкознания

68. Основные принципы функциональной лингвистики были сформулированы

Тема 14. Отечественное языкознание 20-90-х годов ХХ века

69. Основателем яфетической теории был

Раздел 2. Теория языка

Тема 15. Природа и сущность языка

70. Основной функцией языка является

71. Воздействие на человека с помощью языка – это

R коммуникативная функция языка

J метаязыковая функция языка

J когнитивная функция языка

J эмоциональная функция языка

72. Гипотеза, согласно которой язык возник на определённой стадии развития общества в связи с необходимостью процесса коммуникации, называется

Тема 16. Знаковость языка

73. Свойством языкового знака не является

J немотивированность звуковой стороны по отношению к реальным вещам

J способность вступать в линейные отношения с другими знаками

J изменчивость во времени при изменении условий его применения

R непосредственное отображение реальных вещей

74. По способу знакообразования знаки делятся на

R знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

75. По законченности/незаконченности процесса порождения знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

R знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

76. По соотнесённости/несоотнесённости с актом речи знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

R знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

77. По совокупности основных признаков знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

R знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

78. Имена собственные как языковые знаки являются

79. Имена числительные как языковые знаки являются

80. Личные местоимения как языковые знаки являются

81. Предлоги как языковые знаки являются

82. Союзы как языковые знаки являются

83. Являются частью того предмета или явления, которое люди воспринимают и изучают

84. Немотивированные звуковые, зрительные или иные условные знаки, передающие информацию, – это

85. Наглядно мотивированными условными знаками, передающими информацию, являются

86. Вторичные знаки, которые замещают не предметы, а первичные знаки, называются

Тема 17. Язык как система

87. Парадигматические отношения между единицами языка – это

J способность элементов сочетаться между собой

J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей

R отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка

J способность языковых элементов замещать друг друга

88. Синтагматические отношения между единицами языка – это

R способность элементов сочетаться между собой

J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей

J отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка

J способность языковых элементов замещать друг друга

89. Языковая система состоит из более частных систем, которые называются

90. Частные системы, из которых состоит язык, называются

91. К основным уровням языка не относится

Тема 18. Язык и речь

92. Понятие языка и речи разграничил

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

Тема 19. Язык и общество

93. Соотношение языка и общества изучается в

J ареальной лингвистике

J контрастивной лингвистике

94. Социальные изменения непосредственно отражаются в

95. В сферу языковой политики не входит

J создание алфавита

J кодификация языка

J орфографическая реформа

J пунктуационная реформа

R территориальное расслоение языка

Тема 20. Язык и мышление

96. Соотношение языка и мышления изучается в

Тема 21. Фонетика

97. Признаком фонемы не является

J фонема как абстрактная единица языка противопоставляется звуку как конкретной единице

J фонема – это единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц

J аллофоны одной фонемы образуют область её реализации

R фонема – это конкретная единица речевого потока

Тема 22. Лексикология

98. Основной номинативной единицей языка является

Тема 23. Словообразование и грамматика

99. Обладает общекатегориальным значением прономинальности

J категория состояния

J модальное слово

Тема 24. Социально-функциональная структура языков

100. Высшей формой общенародного языка является

J язык художественной литературы

R литературный язык

Тема 25. Классификация языков и методы их исследования

101. Санскрит входит в

R индийскую группу индоевропейской семьи языков

J иранскую группу индоевропейской семьи языков

J греческую группу индоевропейской семьи языков

J германскую группу индоевропейской семьи языков

102. Социологическая классификация языков – это

J изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними

J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J установление типа языков по его структуре

R определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе

103. Генеалогическая классификация языков – это

R изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними

J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J установление типа языков по его структуре

J определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе

104. Морфологическая классификация языков

J определяет тип языков исходя из выполняемой ими функции в обществе

J группирует языки мира на основании определения родственных связей между ними

R устанавливает сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J устанавливает тип языка в зависимости от степени родства

105. Ностратическая макросемья не объединяет

J картвельские и уральские языки

J дравидийские и алтайские языки

J афразийские и индоевропейские языки

R индоевропейские и сино-тибетские языки

106. Аморфные языки – это языки,

J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

R у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

J в которых аффиксы являются однофункциональными

107. Флективные языки – это языки,

R которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

J в которых аффиксы являются однофункциональными

108. Аналитические языки – это языки,

J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

R в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J которым присуще словоизменение посредством форм самого слова

109. Полисинтетические языки – это то же, что

J аналитические языки

J флективные языки

R инкорпорирующие языки

J аморфные языки

110. Инкорпорирующие языки – это то же, что

R полисинтетические языки

J аналитические языки

J флективные языки

J агглютинативные языки

111. Славянские языки, входящие в индоевропейскую семью, не образуют подгруппу

112. Французский язык относится к

J германской ветви индоевропейской семьи

R романской ветви индоевропейской семьи

J славянской ветви индоевропейской семьи

J иранской ветви индоевропейской семьи

113. Передаёт звуковой облик слова

R фонографическое письмо

J идеографическое письмо

J пиктографическое письмо

J клинописное письмо

Раздел 3. Методология

Тема 27. Методы исследования языка

114. Приём внутренней реконструкции является частью

J типологического метода

J описательного метода

R сравнительно-исторического метода

J ареального метода

115. Изучает географическое распространение тех или иных языковых явлений

Читайте также: