Верно ли что мотив речевой деятельности всегда предопределяет появление высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, это лучший период для развития речи.

Речь - один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Дошкольное детство признано сензитивным периодом для речевого развития в целом.

Потребность в общении с окружающими обусловливает появление речи. Формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога.

Процесс овладения родной речью - это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Развитие речи есть целенаправленная и последовательная педагогическая работа (педагогов в детском дошкольном учреждении или родителей дома), предполагающая использование набора специальных педагогических методов и средств, а также собственные речевые упражнения ребенка.

Этапы формирования речи:

  • развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.

Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства.

Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение.

В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений навыков.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной естественной обстановке общения. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.

У детей старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, фразы развернутые, высказывания точны. Дети могут вычленяет не только существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. При активной речи, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающие его поняли.

Совместно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у детей появляются и более критические отношения к речи сверстников. Когда он описывает предмет и явления он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение словаря происходит не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и с помощью названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять.

В течении года словарь может увеличиться на 1000 - 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), но установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно.

К шести годам дети более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк - это дикие звери, а корова, лошадь, кошка - домашние животные. При этом они используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Большинство слов из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, она способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении.

В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.

С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность, компонентами которой являются: цели, мотивы, речевые действия и средства.

Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности имеет чтение художественной литературы (чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой и др.) Чтобы мотивировать ребенка дошкольного возраста к активной речи необходимо создать такие условия, которые эмоционально привлекают детей.

Для успешного формирования коммуникативных, речевых навыков дошкольника в первую очередь необходимо сформировать у него положительную мотивацию на активную речевую деятельность. Так

как сформированная мотивация – это залог успеха.

От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Потребностно-мотивационный компонент речи зависит в первую очередь от предметного содержания деятельности ребенка и от взаимоотношений со взрослым.

Развитие мотивационной сферы у ребенка, как отмечает Л.И.Божович, играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

Дети привлекая внимание взрослого в новой ситуации общения получают поддержку и подкрепление своей деятельности, а также уверенность в формировании речевой деятельности. одобрение и оценка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи.

Потребность в общении детей достаточно высока, содержательный компонент речевой деятельности зависит от ведущих интересов детей, зачастую очень узкой направленности.

В работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию детей нужно использовать следующие средства:

· общение взрослых и детей

· культурная языковая среда

· обучение родной речи и языку на занятиях

· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)

Обогащение мотивации речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных средств в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Для того чтобы ребёнок мотивировал на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Эта деятельность будет успешна при условии, если дети поймут, как и каким образом, он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда они получат удовольствие от этой деятельности.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

В развитии речевой деятельности детей, хочется отметить, что всё зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. И для этого современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все чаще ориентируется на использование современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние на обогащение мотивации речевой деятельности детей.

Читайте также: