В зависимости от источников высказывания монологи подразделяются

Обновлено: 21.11.2024

Презентация посвящена характеристике монологической речи с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

ВложениеРазмер
razvitie_monologicheskoy_rechi_u_doshkolnikov.ppt 228 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие монологической речи у дошкольников Презентацию подготовила учитель-логопед ЧДОУ №210 ОАО «РЖД» Курышева Е.А. Вихоревка, 2017г.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет сложное строение , выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям . Поэтому высказывание содержит полную формулировку информации, оно довольно развернуто , нуждается в предварительном обдумывании . В монологе важны и неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место . Для монолога характерны: литературная лексика ; развернутость высказывания, логическая завершенность; синтаксически более сложные конструкции . Следовательно, монологическая речь является сложным, произвольным, организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель , и как средство практического овладения языком . Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Следует подчеркнуть, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей . Ребенок учится мыслить , учась говорить , но он также и совершенствует речь , учась мыслить (Ф. А. Сохин).

В зависимости от функции (назначения) выделяют 4 типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них ). Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов : их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи. Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания , ведущему психическому процессу , на который опирается ребенок . Монологическая речь

В описании выделяется общий тезис , называющий объект , затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков , качеств, действий . Завершает описание итоговая фраза , выражающая оценочное отношение к предмету . Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства , направленные на определение объекта, его признаков . Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения . Для описания характерна перечислительная интонация. В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей. Описание – это характеристика предмета в статике.

Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом , поэтому структура повествования жесткая , т.е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки ( начало события, его развитие и конец). В повествовательных монологах используются средства , передающие развитие действия : видовременные глагольные формы ; лексика, обозначающая время, место, образ действия ; слова для связи предложений. Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени .

В его структуре выделяются тезис (то, что объясняется или доказывается, обычно это начальное предложение), доказательства или объяснение выдвинутого тезиса и вывод-заключение . Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, в повествовании – последовательности действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений , придаточные предложения с союзом потому что , глагольные словосочетания , имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например. Дошкольники овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства . В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала , вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация ). В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией , созданной при помощи игрушек. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи : 1) по игрушкам и предметам 2) по картине 3) из опыта 4) творческие рассказы

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок , реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами , ситуациями , логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта , накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного , но и описательного характера. Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений , а также разных видов деятельности , и отражает переживания и чувства ребенка . В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.

Рассказ по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Сами предметы и явления, определяют содержание текстов, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств. К данному виду относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы . В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития. Рассказ по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, ранее воспринятом. Это более сложная деятельность , чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память . Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение . В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания. В зависимости от ведущего психического процесса , на который опирается детское рассказывание , в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению .

Читайте также: