В средневековом китае не выражение женой печали при получении известия о смерти мужа было

Обновлено: 22.12.2024

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

права Древнего Китая.docx

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались не выплатившие долг должники.

Уже чжоусскому законодательству, как сообщают источники, были известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место стали занимать государственные преступления - измена императору, бунт и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.

В IV-III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.

Нормы уголовного права занимали главенствующее место в правовой системе средневекового Китая. Субъектом преступления могли быть как свободные, так и рабы. При квалификации преступлений учитывались умысел и неосторожность. Институт необходимой обороны еще не был известен, но ближайшие родственники, защищавшие от нападения отца, мать, освобождались от наказания. Также не рассматривалось как преступление укрывательство членов семьи.

В уголовном праве Китая сложилось деление преступлений на "10 зол", в зависимости от общественной опасности. К первым трем относились преступления против императора, заговор о мятеже, бунт, измена, В эти понятия включался обширный круг преступных деяний, в том числе оскорбление императора, посягательство на его жизнь и жизнь членов его семьи, попытки разрушить или разрушение храма предков императора.

"Неподчинением" или "непокорством" называлось особое зло - преступление против кровных родственников. К их числу относились, например, избиение деда, бабки, родителей, или умысел убить их и пр.

Особое зло связывалось с преступлениями против старших в семье, с выражением сыновней непочтительности. Сюда относились донос на бабку, деда, родителей, их оскорбление, выделение из семьи и раздел имущества при жизни деда, бабки, родителей без их согласия, вступление в брак во время ношения траура.

В качестве особого зла выделялись преступления, включаемые в категорию крайне несправедливых, порочных, противоречащих естественному порядку - убийство в одной семье трех человек "за вину не смертную", убийство с расчленением трупа, с помощью яда и чародейства.

"Несправедливость", "неправедность" как особое зло связывалось с нарушением особых социальных норм. Это - убийство своего начальника или учителя, "невыражение женой печали" при получении ею известия о смерти мужа. "Великим пренебрежением" или выражением "великого непочтения" называлось такое зло, как кража вещей из жертвенника или из дворца, особенно "государевой печати". Особую категорию преступлений составляло зло кровосмесительных половых связей - "кровное возмущение или блуд с родственницей или наложницей своего деда, отца".

Преступления, входящие в 10 зол, не могли быть прощены. Исключения по цинскому законодательству касались лишь "вельмож старинного рода и лиц, находящихся у государя в милости", дворян, чьи имена были занесены в почетную книгу за воинские доблести, ученых людей, "чьи поступки за образцы, а слова за законы почитаются в обществе". За участие в бунте, за измену ответственность нес не только преступник, но и его родственники, которым "рубили головы", кроме малолетних (до 7 лет) и женщин. Последних отдавали в рабство.

Казнили также разбойников и грабителей. Выделялся особый состав преступления - кража людей, особенно женщин, с целью продажи в увеселительные заведения. Если несколько членов большой неразделенной семьи совершали грабеж, главарем признавался глава семьи вне зависимости от степени его участия в преступлении. Остальные рассматривались соучастниками. Кража среди родственников не считалась тяжким преступлением. Феодальное право различало кражу и грабеж. Сурово наказывалась супружеская измена жены.

Характерной чертой уголовного права средневекового Китая было наличие в нем большого круга должностных преступлений к которым относились и служебные ошибки. При этом не проводилось четкой грани между преступлением и административным проступком. Ужесточалась мера наказания начальника при сознательном попустительстве беззаконию, творимому его подчиненными. Корыстный мотив в действиях чиновников также отягчал вину. Строго преследовались государством различные злоупотребления и ошибки при составлении списков налогоплательщиков.

Наказание рассматривалось в свете буддийской концепции воздаяния, отмщения, расплаты. Считалось, что несправедливость должна влечь за собой возмездие, которое совершается либо над преступником, либо над его родственниками. Кара предполагала не только физические мучения, но и нравственные страдания для преступника.

Наказания делились на основные, дополнительные и заменяющие. К основным наказаниям относились каторга, битье палками и плетьми, ссылка, смертная казнь. Среди прочих видов наказаний применялось клеймение, отрубание пальцев, отсечение рук, оскопление, истребление рода, ссылка в провинцию для отлова диких животных. Кроме того, предусматривались различные виды штрафов, конфискация имущества в пользу казны, продажа в рабство. Рабы за совершенные ими преступления не наказывались ссылкой и каторжными работами. Казенным рабам наказание ссылкой заменялось 200 ударами плетью.

Основное наказание "средней тяжести" (каторга, ссылка) при применении к привилегированным членам общества могло заменяться потерей должности, ранга, титула. Чем больше было титулов, чем выше ранг, тем больше существовало возможностей погасить основное наказание. В случае серьезных преступлений, когда титулов и рангов не хватало, оставшаяся часть наказания погашалась штрафом. Наказанный чиновник мог быть восстановлен через определенный срок в должности, но в пониженном ранге. Система заменяющих наказаний была социальной привилегией феодалов.

Судебный процесс носил инквизиционный характер

Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях.

В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые занимались рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.). Решение по делу выносилось от имени императора.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

Если дело не было окончательно разрешено в области или провинции, оно направлялось в центральный судебный орган.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).

Оно начиналось с заявления или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, "если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания". Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток битья палками были наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.

Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.

Древневосточные цивилизации, безусловно, внесли огромный вклад в развитие государства и права. Государственно-правовые явления стран Древнего Востока дают общее представление об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах.

Во главе государства, как правило, стоял монарх, имеющий неограниченную власть над подданными. В большинстве государств личность его обожествлялась. В большинстве государств функционировало три ведомства:

Эти ведомства находились под контролем соответствующих сановников и монархов.

Право формируется как право-привилегия, с явно выраженной классовой сущностью. Нормы уголовного права занимали главенствующее место в правовой системе средневекового Китая. Субъектом преступления могли быть как свободные, так и рабы. При квалификации преступлений учитывались умысел и неосторожность. Институт необходимой обороны еще не был известен, но ближайшие родственники, защищавшие от нападения отца, мать, освобождались от наказания. Также не рассматривалось как преступление укрывательство членов семьи.

В уголовном праве Китая сложилось деление преступлений на "10 зол", в зависимости от общественной опасности. К первым трем относились преступления против императора, заговор о мятеже, бунт, измена, В эти понятия включался обширный круг преступных деяний, в том числе оскорбление императора, посягательство на его жизнь и жизнь членов его семьи, попытки разрушить или разрушение храма предков императора.

Наказания делились на основные, дополнительные и заменяющие. К основным наказаниям относились каторга, битье палками и плетьми, ссылка, смертная казнь.Среди прочих видов наказаний применялось клеймение, отрубание пальцев, отсечение рук, оскопление, истребление рода, ссылка в провинцию для отлова диких животных.

Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах.

Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

Читайте также: