В какой последовательности необходимо строить критическое высказывание
Обновлено: 21.11.2024
Не секрет, что деловое общение четко регламентировано с точки зрения речевого этикета. Присутствие критики в деловых коммуникациях очень важно для развития проектов, работы над недостатками, а следовательно - улучшения продукта. Однако, существуют строгие правила, благодаря которым критические обсуждения способны выполнять свои прямые функции эффективно и без вреда для достоинства личности и хорошим партнерским отношениям. О них и пойдет речь в этой статье.
Правила критики
- Критика должна быть конструктивна. Такая критика направлена не на осуждение позиции человека, а на ее улучшение. В ней отсутствует эгоистический завуалированный подтекст, как в злопыхательском критиканстве. Не должно присутствовать псевдокритики, которую используют в быту для самоутверждения;
- Диалоговая форма наиболее предпочтительна, так как цельный критический монолог будет являться навязыванием своей системы оценок, а учет мнений всех участников дискуссии покажет себя намного более эффективно для улучшения объекта критики;
- Комментарии должны быть уместны. Критика высказывается там, где ее ждут, к примеру, на совещании, на обсуждении результатов мозгового штурма, дискуссии. Очевидно, что обсуждение должно происходить в присутствии критикуемого, иначе в происходящем не будет смысла;
- Предметом обсуждения может являться только дела и мысли человека, критика личности не будет являться конструктивной в деловом общении;
- Каждое высказывание критикующего должно быть обоснованным, иметь под собой веские основания, которые не относятся ко "вкусовым предпочтениям". В этом выражается объективность критики.
Структура искусной деловой критики
Таким образом, структура высказывания будет следующей:
- Введение, подготовка к критике через обсуждение положительных сторон;
- Непосредственно обсуждение с позиции критики, параллельно считывается невербальная обратная связь от человека;
- Выход из обсуждения, реакция на обратную связь, моральная поддержка слушателя.
Эти правила и принципы применимы не только к деловому общению, они присущи любой хорошей конструктивной критике, поэтому мы рекомендуем способствовать прогрессу именно таким образом, не забывая о принципах уважения и вежливости.
Читайте также: