В какой последовательности необходимо строить критическое высказывание

Обновлено: 04.11.2024

Правила критики в деловом общении

Не секрет, что деловое общение четко регламентировано с точки зрения речевого этикета. Присутствие критики в деловых коммуникациях очень важно для развития проектов, работы над недостатками, а следовательно - улучшения продукта. Однако, существуют строгие правила, благодаря которым критические обсуждения способны выполнять свои прямые функции эффективно и без вреда для достоинства личности и хорошим партнерским отношениям. О них и пойдет речь в этой статье.

Правила критики

  1. Критика должна быть конструктивна. Такая критика направлена не на осуждение позиции человека, а на ее улучшение. В ней отсутствует эгоистический завуалированный подтекст, как в злопыхательском критиканстве. Не должно присутствовать псевдокритики, которую используют в быту для самоутверждения;
  2. Диалоговая форма наиболее предпочтительна, так как цельный критический монолог будет являться навязыванием своей системы оценок, а учет мнений всех участников дискуссии покажет себя намного более эффективно для улучшения объекта критики;
  3. Комментарии должны быть уместны. Критика высказывается там, где ее ждут, к примеру, на совещании, на обсуждении результатов мозгового штурма, дискуссии. Очевидно, что обсуждение должно происходить в присутствии критикуемого, иначе в происходящем не будет смысла;
  4. Предметом обсуждения может являться только дела и мысли человека, критика личности не будет являться конструктивной в деловом общении;
  5. Каждое высказывание критикующего должно быть обоснованным, иметь под собой веские основания, которые не относятся ко "вкусовым предпочтениям". В этом выражается объективность критики.

Структура искусной деловой критики

Таким образом, структура высказывания будет следующей:

  1. Введение, подготовка к критике через обсуждение положительных сторон;
  2. Непосредственно обсуждение с позиции критики, параллельно считывается невербальная обратная связь от человека;
  3. Выход из обсуждения, реакция на обратную связь, моральная поддержка слушателя.

Эти правила и принципы применимы не только к деловому общению, они присущи любой хорошей конструктивной критике, поэтому мы рекомендуем способствовать прогрессу именно таким образом, не забывая о принципах уважения и вежливости.

Читайте также: