В какие высказывания можно впереди написать слово все и высказывания будут верными

Обновлено: 04.11.2024

Цель урока: познакомить с понятием “высказывание”, учить говорить на математическом языке.

– учить распознавать высказывания, доказывать свою точку зрения, используя алгоритм;

– развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать речь детей;

– воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент (2-3 мин.)

– Сегодня у нас не совсем обычный урок.

– Тихонько пожелайте удачи друг другу.

(Появляется весёлая картинка с солнышком.)

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать
И в учёбе помогать.

– Ребята, а что вы уже умеете делать? (Ответы детей)

– Мы продолжим изучать математику. Сегодня нам снова помогает учиться “Смайлик”.

– Скажите, а что значит “уметь учиться”? (Понимать, что ты чего-то не знаешь и постараться узнать и открыть новые знания.)

– Именно тогда вы будете учиться, когда сами постараетесь открыть для себя новые знания, а не будете ждать, что вам всё расскажет учитель.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Смайлик ждал, когда вы подготовите свои тетради к работе, и сейчас он начнёт своё восхождение по “Лесенке знаний”.

II. Актуализация знаний (5 -7 мин.)

– Какая первая ступенька на пути Смайлика?

– Первая ступенька: повторяем.

– Для чего нам нужно преодолеть первую ступеньку? (Для того, чтобы мы могли самостоятельно сегодня работать и самостоятельно открывать новое.)

– Откройте тетради на печатной основе, стр. 61, № 212. Выполните по заданию. (Выполняют.)

– Проверим, что у вас получилось. Если вы выполнили задание правильно, возле выражения в тетради поставьте плюсик карандашом. (Проверяют, используя сигнальные карточки “+” и “?”.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и легко определили, верно или не верно.

– Что мы сейчас повторили? Зачем?

– Что мы можем сделать дальше вместе со Смайликом? (Мы можем подняться на следующую ступеньку нашей лестницы.)

III. Постановка проблемы (2-3 мин.)

– На какой ступеньке лестницы мы находимся? (Ищем проблему)

– Предлагаю вам выполнить такое же задание для следующего выражения: 25-5.

(Во время выполнения задания учитель смотрит, как работают дети и тихонько приглашает 3 человека записать на доске, как они выполнили задание 25 – 5 )

– Смотрите, сколько вариантов у нас получилось. Задание было определить, верна или неверна запись. Выполнили ли это задание?

– Объясните, почему вы так думаете?

– Смотрите, вы выполнили № 212 в тетради быстро и правильно, а тут появились разногласия. (Если дети отвечают правильно, тогда говорю:

– А в другом классе дети выполнили это задание так:

– Почему получились разные ответы?

– В конце урока решим, кто был прав.)

– Чему будем сегодня учиться? (Дети высказывают свои предположения, записываю их на доске.)

– Откройте учебники на стр. 105. Прочитайте тему урока. Какие слова Вам хорошо известны? (Верно и неверно, предложение)

– Сравните Ваши формулировки темы урока с темой учебника. С каким вариантом вы согласны больше?

– Почему мы говорим о предложении на уроке математики?

– Переходим вместе со Смайликом на третью ступень “Решаем проблему”.

IV. “Открытие” нового знания (15 мин.)

– Найдите в учебнике № 447.

– Как вы думаете, что произошло на уроке?

– Какое задание дал учитель?

– С кем – Волком или Зайцем – вы согласны?

– Почему ты решил, что верно? неверно?

– Прочитайте внимательно задание.

– Оказывается, Лисёнок высказался по поводу записи числа 25.

– А если бы Лисёнок просто написал число 25, могли бы Волк и Заяц поднять карточки со словами “Верно” или “Неверно”?

– О задании, которое выполнял Лисёнок, можно сказать, верно оно или неверно. А почему наше задание мы не могли выполнить? (Рассматривают записи по карточке в начале урока на доске.)

– Откуда мы можем узнать, что значит это слово? (Из словаря, справочника, учебника)

– Точно ответить на этот вопрос поможет учебник.

– Выделите признаки высказывания. Нам надо найти три признака, которые есть только у высказывания.

(Дети называют, учитель на доску помещает карточки с названиями)

– Хорошо. Например, 5. (Учитель пишет число на доске) Определите, верно или неверно это высказывание.

– Например, ёлка. (Учитель пишет слово на доске) Определите, верно или неверно это высказывание.

– А почему вы не можете ответить?

– Ёлка, пять. Это что? (Слова.) А высказывание – это что? (Предложение.)

На доске – ещё карточка:

– Мы узнали особенности высказывания. Какие? (Высказывание – это предложение, про которое можно сказать, верно оно или неверно)

– Вернёмся к заданию в начале урока.

– Почему в № 212 в тетради вы могли сказать, верно или неверно?

– Предложения это или нет? (Да) Докажите.

– Можно про каждое из них сказать, верно оно или нет?(Да) Докажите.

– 25-5 – это предложение? (Предложение) Докажите.

– Почему не можем сказать ответ, верно оно или нет? (Не знаем значения числового выражения)

– Давайте вернёмся к теме нашего урока и уточним её.

– …, читай тему урока.

– Смотрите, даже в теме урока признаки, которые мы выделили, представлены.

– Мы открыли новые знания, уточнили тему урока, а теперь давайте потренируемся определять, являются ли высказываниями предложения или нет.

– А все ли признаки высказывания мы с Вами нашли? (Нет.)

– Значит, нас ещё ждёт открытие третьего признака.

– Учебник, с. 106, № 449 (Выполняют фронтально.)(Сигнальные карточки “+”, “?”.)

– Как определить, высказывание это или нет? (Обращаются к алгоритму, выведенному на доске.) (Это должно быть предложение, про него можно сказать, верно оно или нет.)

– Читай и доказывай.

(Дети читают по предложению и доказывают, опираясь на алгоритм, высказывание это или нет.)

(Предложение “Который час?”) Почему не можем сказать, верно оно или нет? Предложение, но какое?

– Сделайте вывод, всякое ли предложение может считаться высказыванием?

– Каким должно быть предложение, чтобы мы могли сказать, верно оно или нет? (Повествовательным)

(Продолжают работу, опираясь на алгоритм)

– Что узнали нового?

Физминутка (физические упражнения под музыку)

– Вместе со Смайликом переходим на следующую ступень “Запоминаем”.

5. Комментированное решение типовых задач (5 мин.)

1. – Поработайте в парах. № 448. Прочитайте задание.

– Я хочу его вам усложнить: докажите, что это высказывание. Всё время обращайтесь к правилу.

(Выборочно, 3 высказывания)

– Объединитесь 2 пары в группы по 4 человека и проверьте друг друга. (Проверка в четвёрках.)

– Какие были спорные места?

– А я засомневалась: “Сегодня идёт дождь.” – высказывание ли это?

(Аналогично “15 в 3 раза больше 5”.)

2. – № 450. Две первые группы думают над первым заданием, две следующие – над вторым, две следующие – над третьим и одна группа – над четвёртым заданием. (На стол к четвёркам кладут цифру – номер их вопроса.)

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Одна команда отвечает, а остальные – работают сигнальными карточками. ( Проверка. Дети работают с сигнальными карточками “+” и “?”. Если кто-то не согласен с ответом, нужно объяснить, почему.)

– Соответствовали ли наши задания теме урока?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (5 мин.)

(Дети выполняют задание. Проверка – на доске.)

– Проверьте, верно ли вы выполнили задание. Если правильно, то рядом с предложением поставьте знак “+”, если нет – знак “?”.

– Надо ли нам ещё поработать над этой темой или можно двигаться дальше?

– Соответствовали ли наши задания теме урока?

– Что вы нового узнали сегодня о высказывании?

– Переходим вместе со Смайликом на следующую ступень “Применяем”.

7. Формирование системы знаний (5 мин.)

– Молодцы, вы хорошо поработали, поэтому я предлагаю вам интересное задание. (Если не очень хорошо справились самостоятельно с заданием, то: – Не все смогли правильно выполнить задание самостоятельно, значит, что нам нужно будет сделать, чтобы научиться делать это хорошо? (Потренироваться.))

– А сейчас потренируемся в том, что вы уже умеете делать. Возьмите листочки с заданием на своём столе. Прочтите, какие задания Вам предлагаются. Как вы думаете, эти задания относятся к теме нашего урока? Почему? (Фронтально обсуждают.)

– Выберите для выполнения любое задание, которое Вам больше нравится.

Расставьте там, где необходимо, скобки так, чтобы равенства были верными:

(Решение: 32 : (4 х 2) = 4

– Какие числа можно поставить вместо звёздочек, чтобы равенства и неравенства были верными?

5 х * < 15; 7 х (* – 4) = 0; * х 0 = 0; * – 12 < 3.

(Ответ: 1. Верно при * = 0;1;2 2. Верно при * = 4 3. Верно при * = любое число. 4. Верно при * = 12; 13; 14)

На страницу сели,

В примерах цифры съели.

Как пример восстановить, нужно вмиг сообразить.

– Восстанови пример, вставив цифры вместо звёздочек.

8. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

– Наш урок подходит к концу и Смайлик подошёл к последней ступеньке на лестнице знаний. Как она называется? (Делаем выводы.)

– Назовите тему урока.

– Какая формулировка темы урока была сегодня более точной?

– Какие задания выполняли, чтобы понять тему?

– Что получалось, а что – нет?

– Чему мы сегодня должны были научиться?

– Был ли урок интересен?

– Вы были сегодня активны и внимательны. Мне было интересно и комфортно на уроке.

– А как вы ощущали себя на уроке? Возьмите лист с вариантами утверждений на столе и нужное отметьте галочкой.

9. Домашнее задание

– Придумайте по пять верных и неверных высказываний, и 5 не высказываний, а кто хочет, может подумать над № 451 стр. 107 учебника.

Читайте также: