В чем сходство и различие в выражении композиторами идеи своих сочинений

Обновлено: 05.10.2024

В Подмосковье, в имении Фроловском, среди полного одиночества, в окружении родной природы возник у Петра Ильича Чайковского замысел его новой симфонии — Симфонии № 5.

В годы, предшествующие созданию этой симфонии, в дневнике композитора появилась запись: «Жизнь проходит, идет к концу, - а я ни до чего не додумался. Так ли я живу, справедливо ли поступаю?» Мучившие Чайковского вопросы бытия находят выход в крупных симфонических произведениях, которые он рассматривал как «музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами».

Для своей симфонии композитор выбрал близкую ему тему — борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью. Эту тему воплощали в своих сочинениях и другие композиторы, например, Л. Бетховен — в Симфонии № 5, К. Орф — в кантате «Кармина Бурана».

В Симфонии № 5 П. Чайковского четыре части. В ней переплетаются трагические раздумья о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени. Композитор ведет слушателей от одного образа или настроения к другому, следуя при этом логике симфонического развития мысли.

Одним из приемов драматургического развития Симфонии является повтор: один навязчивый образ - образ рока, судьбы, фортуны (тема вступления 1-й части) появляется в том или ином виде в каждой из частей. Лишь в финале (4-й части) эта тема преображается в ликующий марш, олицетворяя победу светлого начала над силами тьмы.

1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение перед судьбой» — так определил композитор ее смысл. Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление героя симфонии вырваться из оков рока. В побочной партии (после долгих поисков нужного образа — призыв. вопрос, мольба) появляется светлая тема в вальсовом ритме. В разработке постоянно чередуются два типа развертывания мысли — краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъем и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву. Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

Читайте также: