Устойчивые этикетные выражения в учебно научной коммуникации

Обновлено: 22.12.2024

Педагогические задачи: создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор, научить подбирать слова различных этикетных форм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения.

Метапредметные УУД :

Познавательные: осуществление выбора предложенных этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения; проведение анализа текста с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Тип урока: усвоение новых знаний

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

− Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью.

Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов, Потому что «Здравствуй!» Значит «Будь здоров!». Правило запомни, Знаешь – повтори. Старшим это слово Первый говори. Вечером расстались, Встретились с утра, Значит, слово «здравствуй» Говорить пора

- На прошлом уроке мы говорили об особенностях русского речевого этикета.

- А что такое этикет?

- Все ли мы узнали о правилах и нормах поведения и общения в обществе?

- А хотите узнать больше?

Тема нашего урока: Устойчивые этикетные выражения.

- Давайте вместе сформулируем цель урока: узнать. научиться применять, ..

3. Актуализация знаний.

Чтение детьми пословиц, поговорок об этикете. (Проверка тетрадей отвечающих)

Минутка каллиграфии: До свидания

- Означает «до встречи». Слово «свидание» образовано от слова «видеть»

Обращение (к знакомому, незнакомому).

Комплимент, одобрение: … Просьба: … Пожалуйста. Будьте добры. Будьте любезны. Если тебе не трудно. Если вас не затруднит. Сделайте одолжение. Не откажите в любезности. Окажите любезность. Будь другом Приглашение: …

5. Физминутка 6. Первичная проверка понимания Спишите этикетные выражения, распределяя их по графам таблицы. Дополните примерами каждую графу. ( у доски-2, на проверку 2т.)

Берегите себя. Не сочтите за труд. Будьте любезны. Пожалуйста. Пожалуйте к нам. Позвольте Вас побеспокоить. Приезжайте к нам в гости. Прошу оказать честь. Прошу Вашего благословения. Прошу к столу. 7. Первичное закрепление. Задание1 (устно): Обычно перед этикетными формулами прощания употребляются специальные выражения, указывающие на завершение общения: Мне уже пора. Надо идти. Жаль, но я должен спешить. С вами очень интересно, но я должен уходить и т. п. Продолжите перечень подобных выражений. Задание2( на проверку- 2т, с места отвечает-1уч.) : Установите, какие фразы желательно использовать в общении с близкими людьми. Спишите эти выражения. Часто ли вы сами их употребляете? Объясните, почему вы не записали остальные выражения. 1) Ты у меня самый умный. 2) Сколько раз тебе говорить одно и то же! 3) Ты меня всегда правильно понимаешь! 4) Как мне приятно смотреть на тебя! 5) Как ты мне надоел! 6) О чем ты только думаешь?! 7) Ты у меня самая красивая! 8) Я горжусь тобой! 9) Ну почему ты такой растяпа! 10) Я тысячу раз тебе говорил, что… 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - С каждой этикетной формулой составьте и запишите предложения. 9. Подведение итогов - Перечислите этикетные выражения, которыми пользуются люди в ситуации прощания, приветствия, извинения, благодарности. 10. Рефлексия Продолжите предложение:

Сегодня я узнал..

Я научился( лась) …

- Какое у вас настроение в конце нашего урока ? - Оцените свою работу на уроке ( «смайлики» настроения)

Читайте также: