Уместность использования языковых средств в речевом высказывании
Обновлено: 04.11.2024
Тема: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Цель занятия: познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Планируемые результаты:
Предметные: Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные: Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция объяснительная
План занятия:
1.Основные требования к речи: правильность, точность.
2. Основные требования к речи: выразительность.
3. Уместность употребление языковых средств.
Оснащение: учебник, рабочая тетрадь, таблица.
Литература: Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2016. – 384 с.
Преподаватели:
Азарёнок Марина Юрьевна;
Кобылкин Андрей Олегович.
(материал лекции)
Тема: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1.Основные требования к речи: правильность, точность.
2. Основные требования к речи: выразительность.
3. Уместность употребление языковых средств.
1.Основные требования к речи: правильность, точность.
Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.
Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи. Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово».
Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.
Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.
Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.
Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.
Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.
Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».
Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:
1) знание предмета речи;
2) знание языка, его системы, возможностей;
3) умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации. Следующее качество речи – логичность.
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:
1) логичность понятийная;
2) логичность предметная.
Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.
1) овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;
2) знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.
2. Основные требования к речи: выразительность.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.
Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:
1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;
2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;
3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;
5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.
К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.
Для создания выразительности очень важна интонация
3. Уместность употребление языковых средств.
Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .
Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.
Выделяют несколько видов уместности:
1) уместность стилевая;
Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?»
Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.
Читайте также: