Умение строить речевое высказывание

Обновлено: 04.11.2024

Цель: коррективы собственной деятельности по итогам ВПР: совершенствовать умения и навыки в оформлении связной письменной речи в соответствии с речевой ситуацией.

Задачи: ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Личностные УУД: знания моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов п решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

- У мение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

- Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

I.Организационный момент.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

II. Коррективы собственной деятельности по итогам ВПР.

Формулировка задания 9: Определите и запишите основную мысль текста.

Формулировка задания 11: (Вопрос по содержанию тексту)

Повторение теоретического материала. Вспомним основные понятия, которые необходимы для выполнения задания.

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Например, темой текста могут быть «Событие, которое волнует всех», «Телевидение» и т.д. В формулировке темы содержание текста отражается в самом общем виде. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чём этот текст? Про что в нём говорится?» Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.

Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.

III. Работа с текстом

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. (2)Слова «отчество» и «отечество» созвучны, похожи. (3)Это не простое совпадение. (4)Слово «отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. (5)Это родственные слова. (6)Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. (7)В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.

(8)Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. (9)Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но подобные имена считали полуотчествами - так называли незнатных, простых людей. (11)Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии - Петров, Лукин и множество других.

(12) А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович - в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. (13)Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. (14)Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. (15)Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?» (16)Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена деда, прадеда и прапрадеда. (17)Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так: «Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава. » (18)С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей - в качестве награды за верную службу или особые заслуги. (19)Человека, не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени.

(По книге «Моя семья»)

Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль текста.
Традиция называть взрослых людей по имени и отчеству связана с проявлением уважения и любви к своим предкам и имеет в нашей стране давнюю историю - с десятого века.

Задание11.
Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству? Запишите ответ.

Ответ может быть сформулирован так:
Незнатных людей могли наградить отчеством за верную службу или особые заслуги.

IV. РР. « Построение речевого высказывания в письменной форме (правописные умения), соблюдение нормы построения предложения и словоупотребления».

Задание. Составить текст «Значение моего имени (фамилии)». 10 предложений.

- Какой стиль и тип текста уместно использовать? (повествование или рассуждение, художественный или публицистический).

- Назовите лексические особенности художественного стиля (средства выразительности: эпитеты, метафоры, образность.)

2) Беседа: А что же такое имя? Знаете ли вы значение своего имени? Почему вас назвали именно так?

По словарю В.И.Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой: «Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».

3) Оформите свой ответ в виде текста (10 предложений) по плану:

1. Что такое имя.

2. Мое имя и его значение.

3. История появления имени.

V . Подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.

Сегодня на уроке

VII. Домашнее задание.

2) Подготовить рассказ о своем имени.

Ответ: Основная мысль текста.

Особое отношение к солонке как к почитаемому на Руси предмету отражается в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Читайте также: