Умение строить речевое высказывание
Обновлено: 04.11.2024
Цель: коррективы собственной деятельности по итогам ВПР: совершенствовать умения и навыки в оформлении связной письменной речи в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи: ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Личностные УУД: знания моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, саморегуляция.
Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов п решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
- У мение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
- Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Оборудование: раздаточный материал, учебник.
I.Организационный момент.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Коррективы собственной деятельности по итогам ВПР.
Формулировка задания 9: Определите и запишите основную мысль текста.
Формулировка задания 11: (Вопрос по содержанию тексту)
Повторение теоретического материала. Вспомним основные понятия, которые необходимы для выполнения задания.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Например, темой текста могут быть «Событие, которое волнует всех», «Телевидение» и т.д. В формулировке темы содержание текста отражается в самом общем виде. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чём этот текст? Про что в нём говорится?» Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.
Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.
III. Работа с текстом
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. (2)Слова «отчество» и «отечество» созвучны, похожи. (3)Это не простое совпадение. (4)Слово «отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. (5)Это родственные слова. (6)Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. (7)В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.
(8)Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. (9)Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но подобные имена считали полуотчествами - так называли незнатных, простых людей. (11)Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии - Петров, Лукин и множество других.
(12) А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович - в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. (13)Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. (14)Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. (15)Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?» (16)Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена деда, прадеда и прапрадеда. (17)Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так: «Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава. » (18)С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей - в качестве награды за верную службу или особые заслуги. (19)Человека, не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени.
(По книге «Моя семья»)
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Традиция называть взрослых людей по имени и отчеству связана с проявлением уважения и любви к своим предкам и имеет в нашей стране давнюю историю - с десятого века.
Задание11.
Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Незнатных людей могли наградить отчеством за верную службу или особые заслуги.
IV. РР. « Построение речевого высказывания в письменной форме (правописные умения), соблюдение нормы построения предложения и словоупотребления».
Задание. Составить текст «Значение моего имени (фамилии)». 10 предложений.
- Какой стиль и тип текста уместно использовать? (повествование или рассуждение, художественный или публицистический).
- Назовите лексические особенности художественного стиля (средства выразительности: эпитеты, метафоры, образность.)
2) Беседа: А что же такое имя? Знаете ли вы значение своего имени? Почему вас назвали именно так?
По словарю В.И.Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».
В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой: «Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».
3) Оформите свой ответ в виде текста (10 предложений) по плану:
1. Что такое имя.
2. Мое имя и его значение.
3. История появления имени.
V . Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
Сегодня на уроке
VII. Домашнее задание.
2) Подготовить рассказ о своем имени.
Ответ: Основная мысль текста.
Особое отношение к солонке как к почитаемому на Руси предмету отражается в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: