Троп выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах используется в баснях былинах

Обновлено: 04.11.2024

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А4) задания на установление соответствия. Проверяют знание теории литературы и включают в себя задания, выявляющих знание средств художественной выразительности и умение правильно определять их на практике.

Часть 2. (В) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Распределение заданий контрольной работы по частям.

Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом.

Ключ А1 1-е 2-г 3-в 4-а 5-б 6-д

Ключ А2 1-д 2- ж 3- е 4- б 5- в 6- г 7- а

Ключ А3: 1 – метафора, 2 – олицетворение, 3 – риторический вопрос, 4 – анафора, 5 – инверсия, сравнение, 6 – литота, 7 – гипербола

Ключ А4 1-б 2- в 3- г 4- а

В1. К.М.Станюкович «Рождественская ночь» Просторечия.

Основная мысль – человеческая доброта, призыв к милосердию.

Критерии оценки:

Итоговая контрольная работа по родной литературе в 7 классе

А1. Соотнесите автора и произведения :

1) И.И.Дмитриев а) «Гигнал»

2) Ф.Н.Глинка б) «Маленькие рассказы о большой судьбе»

3) К.М.Станюкович в) «Рождественская ночь»

4) В.М.Гаршин г) «К Пушкину»

5) Ю.Н.Нагибин д) «Женя Касаткин»

6) В.Н.Крупин е) «Три льва»

Ответ: ________________________________________________________________

А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

е) небольшое по объёму произведение , содержащее малое количество действующих лиц , атакже , чаще всего , имеющее одну сюжетную линию .

ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.

Ответ: _____________________________________________________________________

А3 Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин).__________________

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)_________________________________

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

4. Моих ушей коснулся он.

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье. (А.С. Пушкин)_____________________________

5. В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)____________________________

6. « Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н. Некрасов) _____________________

7. На Галла стал ногой Суворов,
И горы треснули под ним.
(Г.Р. Державин.) ____________________________________________

А4 Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

4) Ю.М.Нагибин глава«Юрина война»

а

б

в

г

Ответ: ______________________________________________

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Русские матросы с «Забияки», катерные гребцы, в ожидании господ, находились все на катере. Лунный свет падал на их белые рубахи и захватывал некоторые лица.

Матросы вспоминали о России. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!

– Гляди… Звезда упала… Еще… И куда она падает, братцы? – тихо спросил чернявый матрос.

– В окиян, известно. Опричь окияна ей некуда упасть! – отвечал пожилой здоровый матрос уверенным тоном.

– А ежели на землю? – спросил кто-то.

– Нельзя, потому все как есть расшибет. По самой этой причине бог и валит звезду в море… Туда, мол, тебе место…

Чернявый матросик, видимо неудовлетворенный этим объяснением, снова стал глядеть на небо.

И необыкновенно приятный грудной голос загребного Ефремова заговорил:

– Это бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много, братцы, падает их в эту ночь…

– По какой такой причине, братец? – задорно спросил пожилой, плотный матрос.

– А по такой причине, милый человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной полушки. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…

. оба матроса, выскочив из катера, бегом побежали по пустынному берегу на плач ребенка…

И очень скоро, почти у самого моря, они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке.

Около не было ни души.

Матросы удивленно переглянулись.

– Эка идолы. Эка бесчувственные. Бросили ребенка… Это, брат Живков, неспроста… Погубить хотели младенца… Тут бы его крокодил и сожрал. Гляди… Ишь плывет… Почуял, видно…

И Ефремов взял на руки ребенка.

В1Укажите фамилию автора и название произведения.

____________________________________________________________________________

С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном произведении.

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: