Терапевт в кармане по выражению э берна

Обновлено: 04.11.2024

Трансакционый анализ (трансактный анализ, транзактный анализ) — это модель межличностных отношений, разработанная психиатром Эриком Берном .

Согласно трансактному анализу, в различных социальных ситуациях то, что мы говорим и то, как мы себя ведём, исходит из трёх эго-состояний: «Взрослого», «родителя» и «ребёнка». Каждое из них формируется на ранней стадии развития человека и, в некотором смысле, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Роль, которую играем мы и наши близкие, оказывает огромное влияние на все наши отношения: возникающие конфликты, отношение, которое мы проявляем к другим, или эмоции, которые мы испытываем по отношению к своим близким. Трансактный анализ также является отличным инструментом, который позволяет улучшить качество общения внутри рабочего коллектива.

Какое из эго-состояний у вас преобладает? В каких ситуациях вы проявляете определенную модель поведения и как она на вас влияет? Чтобы ответить на все эти и многие другие вопросы я предлагаю вам поближе познакомиться с трансактным анализом.

Модель личности в трансактном анализе

Берн выделяет три состояния «я», которые активируются в зависимости от социальной ситуации, в которой мы находимся в настоящее время. Это: Ребенок, Родитель и Взрослый.

Кто они такие?

Это не что иное, как связная система чувств в сочетании с соответствующим набором моделей поведения.

У каждого из нас есть все три состояния «я», но некоторые остаются «бездействующими» и нуждаются в пробуждении или терапевтической обработке.

👶 Например, если кто-то находится под властью « Ребёнка », он может вести себя оскорбительно и «топать ногами», как маленький ребенок, или молча склонить голову, пытаясь привлечь внимание.

👧 Человек, в котором доминирует родительское «я» , может чрезмерно опекать или чрезмерно критически относиться к поведению своего партнёра, напоминая родителя, пытающегося воспитать своего собственного ребёнка.

🧒 Взрослое «Я» чаще всего принимает решения рационально, последовательно и ответственно, именно поэтому это состояние должно доминировать у здорового взрослого человека.

В разных ситуациях мы будем демонстрировать разные состояния своего «Я», но нет человека, который характеризовался бы только состоянием «взрослого», «родителя» или «ребёнка». Наша личность представляет собой смесь каждого из них, и они активизируются в зависимости от ситуации, в которой находится человек.

Теперь посмотрим на каждую из них:

👨‍👦‍👦 «Родитель»

Родительское «Я» проявляется в чрезмерном контроле, желании подчинить приказать и запретить, а также в исповедании чётких ценностей. Люди, в которых доминирует родитель, как правило, моралисты, могут чрезмерно опекать, наставлять и критиковать.

Родительское «Я» может проявляться в трех вариантах:

  • Заботливый родитель - родитель, который проявляет чрезмерную опеку по отношению к другим. Такие люди часто заботятся о других людях, дают советы и помогают в достижении целей, как родитель, который заботится о развитии своего ребёнка.
  • Родитель-спаситель - родитель, который пытается «спасти» другого человека от неприятностей. Примером может служить человек, который постоянно убеждает своего друга бросить курить.
  • Критический родитель — это родитель, который чрезмерно критикует и судит.

👶 «Ребёнок»

Ребенок - полная противоположность родителю. Это состояние эмоциональной беззаботности и - часто как результат - проявление безответственности. Такие люди, как правило, независимы, действуют вне общепринятых моральных принципов и часто бессознательно требуют внимания и заботы от других.

Их можно разделить на три типа:

  • Мятежный ребенок — это внутреннее «Я», которое может напоминать мятежного подростка. Такой человек, если ему что-то не нравится, будет капризничать и принимать только свою точку зрения. Во время конфликта он обычно топает ногой и обижается.
  • Адаптированный ребёнок — это послушный и вежливый человек. Очень часто такие люди зависимы от других, нуждаются во внимании, плохо переносят наказания и критику. Когда кто-то оскорбляет их или кричит на них, они обычно плачут или смотрят в пол.
  • Спонтанный ребёнок — это внутреннее «я», которое очень эмоционально: как в плане положительных, так и отрицательных эмоций. Спонтанный ребенок наслаждается миром, любопытен, смел, независим, обо всем спрашивает и хочет получить от жизни максимум удовольствия.

🧔 «Взрослый»

Взрослое «я» - это состояние баланса между социальными нормами и эмоциями. Человек, находящийся в таком состоянии сосредоточен на фактах, на задачах, не ищет оправданий и не витает в облаках, как это часто бывает с ребёнком.

Взрослый человек может нести ответственность за себя, сосредотачивается на настоящем моменте, независим и стабилен в эмоциональном плане. Для него характерна высокая зрелость. В отличие от двух других, у него нет производных версий.

Отношение к себе и другим

Как упоминалось выше, каждый из нас использует все три модели поведения. Однако многие люди неверно истолковывают состояние «Взрослого» как единственно правильное, а состояние «Ребёнка» и «Родителя» - как вредные, влияние которых следует минимизировать. Это ошибка, возникающая из-за неправильного понимания принципа трансакционного анализа.

Это правда, что поведение Ребёнка часто максималистично и незрело. Однако в ребёнке есть также непосредственность, радость и энергия. Ребёнок привносит творчество и изящество во внутренний мир личности.

Вот, что пишет Эрик Берн пишет об открытии внутреннего ребенка:

Маленький мальчик с восторгом смотрит на птиц, слушая их пение. Вдруг приходит «хороший» отец. Он чувствует необходимость принять участие в развлечениях сына и начинает его «развивать». Отец говорит: «Это поёт сойка, а сейчас чирикает воробей». Однако, как только мальчик пытается различать птиц, он перестаёт их видеть и слышать их пение. Теперь он должен видеть и слышать только то, чего хочет его отец. Позиция отца, впрочем, вполне оправданна, так как он понимает, что сын не будет всю жизнь только слушать пение птиц. Чем раньше мальчик начнет свое «образование», тем лучше. Может быть, он станет орнитологом, когда вырастет. Однако лишь немногие люди могут сохранить свою детскую способность видеть и слышать. Наверное, поэтому большинство представителей человеческого рода навсегда утрачивают возможность стать живописцами, поэтами или музыкантами, так как они очень рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того, что они получают всё из вторых рук.

Все модели поведения одинаково важны и необходимы. Зрелый Родитель и Ребёнок вместе с Взрослым, способным принимать продуманные и логичные решения, составляя при этом единое целое. Когда наше взрослое «Я» принимает важные рациональные решения, наш внутренний Родитель может указать этим решениям направление, а Ребёнок может дать им энергию для реализации и в то же время беззаботно наслаждаться жизнью.

На мой взгляд, трансактный анализ Берна - очень интересная концепция, и я бы рекомендовал познакомиться с ней поподробнее. Благодаря знаниям о состояниях себя вы можете помочь себе понять свое поведение и поведение вашего партнера, что, безусловно, поможет вам построить лучшие и более глубокие отношения.

Лично я, углубившись в теорию трансактного анализа, начал по-другому воспринимать поведение других и задаваться вопросом, из какого состояния себя вытекает это поведение. Мне легче разговаривать с моими родственниками, когда я знаю, что у меня есть нереализованный внутренний Ребёнок, обеспокоенный Родитель или прозаичный Взрослый, требующий фактов.

Читайте также: