Надо прожить жизнь с достоинством чтобы не стыдно было вспомнить объяснение высказывания
Обновлено: 04.11.2024
Декабрь 4th, 2018 Владимир Золотарёв
Статья академика Д. Лихачева «В чем смысл жизни» мне попалась в фейсбуке .
Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?
Отреагировав на эту статью комментариями, я решил, что этого мало, поскольку поднятый в ней вопрос касается абсолютно всех, поэтому решил отреагировать статьей.
Академик Лихачев говорит все правильно и возразить тут нечем, но мне кажется, что его рекомендации по обретению смысла жизни больше похожи на ответ «что такое хорошо» «крошке сыну», который «пришел к отцу», потому, что в жизни все гораздо сложнее и неоднозначно. Приведу пример.
Меня это очень удивило, поскольку у него никаких проблем с женой и детьми не было, а на работе всегда все получалось, поскольку никогда ничего не бросал не доделанным и не позволял это никому. Каких-то претензий к нему не могло быть по определению, поскольку в своих поступках он, думаю, многое, если не все из того, что предлагал Лихачев в поведенческой матрице он ежедневно выполнял. Но тогда, что так могло его разочаровать в этой, в целом удавшейся жизни в конце своего пути? Почему ему показалось бессмысленным то, что он добросовестно ежедневно выполнял в «этой жизни»?
А потому, что в «этой жизни», в которой «Природа создавала человека много миллионов лет» смысла не может быть по определению. Ведь чтобы ты ни создавал и ни достигал, в одну секунду рухнет для тебя вместе с твоим уходом. Разумеется, твоими результатами будут пользоваться другие, но лично тебе-то, что от этого. Ведь человек так устроен, что основным мотивом его поступков являются желание и выгода (не обязательно материальная). Это только говорят, что кто-то что-то делает ради кого-то, но на самом деле, я считаю, каждый все делает, прежде всего, ради себя, а в результате получается еще ради кого-то. Тот же Петр I «Россию вздыбил на дыбы» ради себя, а не для народа, четверть которого он погубил при этом, но в результате его погони за тщеславием Россия стала могучей державой. Да и в основе воспроизводства человечества лежит, прежде всего, личное удовольствие, а не будь его, то сколько сейчас народу гуляло бы по нашей планете. Но нужда и смысл в результатах желания и выгоды нужны только в «этой жизни», точку в которой ставит вера в Природу. А другой веры у Юрия Яковлевича не могло быть, потому что он прожил в стране, где государственной религией был атеизм.
Ситуация радикально меняется, после того как человек обретает Бога, Который в конце пути «в этой жизни» ставит вместо точки – PS – продолжение следует! И тогда жизнь обретает смысл, о котором говорится в тексте Библии. Только канонический текст имеет неправильный перевод, из-за чего имеется немало отталкивающих противоречий, с которыми очень образованные богословы до сих пор никак не могут разобраться. Хотя в действительности никаких противоречий нет, а есть ошибочное понимание. Поэтому ваш покорный слуга предлагает собственные изыскания в этом направлении, и при этом буду использовать современные представления.
26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26).
Как видим, приказной тон «да произведет» меняется на призыв, обращение к кому-то еще: «сотворим» принять совместное участие.
27 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27).
И здесь мы видим, что человек создан только «по образу Нашему» и не хватает «по подобию Нашему».
А далее следуют рекомендации сотворенному в дальнейших делах и, подводя итоги сказано:
31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый» (Бытие 1:31).
И при подведении итогов обнаруживается, что Бог доволен пока только тем, «что Он создал», то есть, Своей долей сотворения: «по образу Нашему», а, значит, окончательное завершение процесса сотворения может произойти только после сотворения человека «по подобию Нашему». Но кто это должен совершить и к кому еще обращался Бог?
Вывод напрашивается сам – к человеку, которого Он создавал. И поэтому только человеку – единственному из живых существ на земле даны 223 гена, которые отвечают за разум и речь. Благодаря наличию этих ген, только человек способен преодолеть «забор» программы животных инстинктов и быть творческим существом способным изменить и преобразовать свою жизнь.
Поэтому СМЫСЛ ЖИЗНИ человека в « этой жизни» – стать подобием Божьим, к чему призвал нас Создатель в 26-м стихе Бытие! А потом аналогом прозвучал призыв Иисуса Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48). А все остальные занятия человечества – бессмысленная суета, «строительства» в песочнице. И как конкретно встать на путь к «совершенному» много полезного подсказывает академик Д. Лихачев, но все равно этого мало, потому что может служить только определенной частью.
Потому что «Ну, вот совсем, абсолютно нет никакого смысла в этой жизни!», которая ведет в никуда.
Ваш покорный слуга не собирается навязывать Бога, как навязывает Природу наука, поскольку считаю, что современный человек достаточно развит, чтобы суметь, опираясь на логику, самостоятельно во всем разобраться и сделать выбор по зову сердца.
Читайте также: