Такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания

Обновлено: 21.11.2024

Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.

Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.

Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Темп - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр - окраска, качество звука.

Логическое ударение - выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

В оформлении высказывания важную роль играет пауза. В лингвистике паузу принято определять как перерыв в звучании речи. При этом акустическим коррелятором паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим - перерыв в работе органов артикуляции. Пауза выполняет различные функции и зависимости от ее характера. Лингвистическая функция паузы заключается в ограничении друг от друга речевых образований - синтагмы и фразы. Физиологической функцией паузы является создание перерыва для перевода дыхания в процессе речи. Имеются в виду так называемые «дыхательные паузы», возникновение которых обусловлено, необходимостью сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подкладочного давления в период речи.

Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.

Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.

Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.

Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».

Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.

Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.

Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.

Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.

К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.

С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.

Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.

Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.

Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.

Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.

Е. М. Хватцев выделяет, что неоднократно отмечались случаи, когда ребенок, схватывая слоговой состав слова, обращает мало внимания на звуки этого слова. Наблюдаются случаи, когда ребенок опускает ударный слог и говорит вместо «болит» - «ба», вместо «большой» - «бу».

По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет никаких данных в литературе. Однако Н. Х. Швачкин пришел к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея. Это предположение подкрепляется хотя бы тем фактом, что хорей преобладает в речевых и музыкальных выражениях взрослых, обращаемых к детям. Колыбельная песня по своей ритмической структуре хореична. Первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на первом слоге. Стоит также вспомнить, что, например,большинство русских уменьшительных собственных имен по своей ритмической структуре соответствует структуре хорея: «Ваня», «Таня», «Саша», «Шура» и т. п. С другой стороны, анализ первых слов ребенка подтверждает, что по своей ритмической структуре они соответствуют хорею.Можно сказать: ребенок в течение первого года живет в окружении хорея - размера, который соответствует его ритмической наклонности.

Можно сделать вывод, что слоговая элизия (сокращение слоговой структуры слова) происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре - в структуре хорея.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.

Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.

Особенности интонационной выразительности речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.

М. И. Хватцев считал, что болезненная подвижность, суматошливость и торопливость во всем поведении, расстройство внимания и слабость тормозного аппарата - характерные черты такого ребенка. Он не успевает высказать свою мысль, так как его внимание перескакивает с одного на другое. Такие дети обычно не умеют слушать речь других (у них плохое слуховое внимание, и поэтому они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие.

Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.

Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.

Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).

В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.

На разных этапах развития алалии у большого числа детей возникает нарушение темпа и ритма речи и, как следствие, - заикание. Чаще это случается на этапе овладения фразовой речью. У детей с общим недоразвитием речи (по периодизации Р. Е. Левиной) также нарушается ритм речи в связи с ограниченной способностью восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.

У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.

Публикации по теме:

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.

Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.

Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.

Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.

Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.

Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.

Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.

Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.

Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека» Если допустить, что жизнь человека это железная дорога, а временные отрезки - младенчество, детство, отрочество, юность - некие проходящие,.

Читайте также: