Стилистические средства выражения контраста

Обновлено: 03.07.2024

Приём контраста в литературе

Контраст – это важный художественный приём, который основан на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров героев книги. Он часто используется авторами при формировании сложной системы образов в литературных произведениях. Художественный приём, основанный на противопоставлении образов, событий, явлений, характеров – один из способов восприятия писателем действительности.

Что такое прием контраста в литературе

Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.

Контрастность в литературе стала предметом изучения многих специалистов. К примеру, В. А. Ларин чётко подметил роль контрастной смены тональности отдельных эпизодов «Судьбы человека» – рассказа М. А. Шолохова. В.В. Одинцов подробно рассматривал значение подобного художественного приёма в построении сцены «Ночь в Отрадном» (это композиционно важная сцена произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Виды контраста

Контраст в литературе – многогранное определение.Существуют перечисленные ниже виды этого стилистического приёма: контраст (противопоставление) характеров. Он чаще всего используется в произведениях крупной формы. Контраст в литературе предусматривает примеры совершенно разнообразные. Довольно часто встречается противопоставление антагониста протагонисту (профессор Мориарти – Шерлок Холмс, Волан-де Морт – Гарри Поттер). Антигерою может противопоставляться носитель истины. Так происходит в произведении «Преступление и наказание». В романе Ф. М. Достоевского совершавшему убийство старухи-процентщицы противопоставлен Порфирий Петрович, умный и проницательный следователь. Автор может преследовать цель противопоставить характер одного персонажа личным качествам другого и в тех произведениях, где центральное место отводится любовной коллизии. Яркий тому пример – книга «Любовник леди Чаттерлей». В этом произведении характеры главной героини и её супруга представляют собой резкую противоположность; контраст (противопоставление) внешнего и внутреннего, формы и содержания. В большинстве случаев он проявляется в противопоставлении внешности литературного персонажа его складу характера, желаниям. Такой прием контраст оказался довольно популярным у писателей. В частности, главный герой романа О. Уайльда «Дориан Грей» замечательно хорош внешне. Но за красотой этого персонажа скрывается уродливая душа страшного старика; контраст в названии произведений. В художественной литературе существует множество ярких примеров такого стилистического приёма. Это произведения «Война и мир», «Преступление и наказание», «Живой труп», «Красное и белое»; противопоставление ожидаемого действительному, истинному. На подобном примере строятся все антиутопии. В подобных произведениях картина идеального мира в реальности оказывается далёкой от идеала. Так, в книге О. Хаксли «О, дивный новый мир» достижение «общества всеобщего счастья» оказывается невозможным; контраст символов. Порой образы-символы также противопоставляются друг другу. В книге «Война и мир» представлены два описания одного и того же дерева (образ дуба, который ещё не проснулся после зимнего «сна», и могучего дуба-великана, покрытого густой листвой).

Роль контраста в произведениях

Основные функции такого художественного приема, как контраст, – текстообразующая и стилеобразующая. Его использование может способствовать реализации разнообразных стилевых черт – образности, субъективности, динамизма.

В стихотворении

Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.

Противопоставление в стихотворении С.А. Есенина зачастую строится на контрасте эмоциональных лексем. Яркие тому примеры – выражения «плачет и смеется», «грустная радость».

Идейно-тематическое содержание стихотворения «Среди миров» И. Анненского раскрывается через эмоциональный контраст тьмы и света:

Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими. Контраст и в стихотворении Н. Рубцова «На озере» играет большую боль. Противопоставление воплощено в фразе «Чёрного лебедя белым!» Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге? Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

В повести

Контраст – основной стилистический прием в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. В этом произведении противопоставляются житейское и романтическое, «маскарадный» аристократизм и очарование простых крестьянских девушек. Законодательницей моды в «Барышне-крестьянке» является старая гувернантка мисс Жаксон. Цвет лица носительницы черт английского аристократизма – очень важная для писателя деталь. Недаром А. С. Пушкин несколько раз заостряет на ней внимание читателя. Великий писатель не случайно столь безжалостно ироничен по отношению к героине. За неестественной, искусственной бледностью мисс Жаксон явственно угадывается стремление скрыть истинное лицо.

Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.

Портреты всех героев «Повестей Белкина» отличаются глубоким психологизмом. Это справедливо и по отношению к «Барышне-крестьянке» с её «водевильной» фабулой (недоразумениями, переодеваниями, счастливой развязкой). Портреты главных героев художественного произведения характеризуются правдивостью и глубиной. Приведём один простой пример. При первой встрече с Алексеем Берестовым барышня-крестьянка «притворялась полуиспуганной, полузастенчивой». В этой фразе отражено сложное психологическое состояние Лизы, в котором угадываются сразу три оттенка:

Читайте также: