Станислава имею значение выражения

Обновлено: 22.11.2024

Я стала как-то резко чувствовать то, что называют " generation gap ", эту проблему "отцов и детей". И в первую очередь не в поведении, а в образовании и отношению к учебным материалам. В понимании.

Как сейчас принято говорить, поколение с 1997 до 2010 это " зумеры ", те кто рос параллельно с прогрессом гаджетов, волной новинок и усовершенствований в этой сфере. А я из " Поколения Х "-те, кто вырос с 1965 до 1980 . Цифры примерные, потому что эта социологическая теория была придумана в США, для нашей страны годы немного сдвигаются.

Я вижу, что детям проще усваивать информацию в видео или картинках, клипах, они привыкли к этому с детства, вид страницы в книге с мелким шрифтом и без иллюстрации многих приводит в ступор.

фото ЯндексКартинки фото ЯндексКартинки

Можно бесконечно вести дискуссии том, что читать полезно, что родители должны показывать пример своим детям, из разряда - " что вы хотите, если сами сидите полдня в телефоне, ребенок все видит и копирует ".

Время другое, оно летит, то, что было увлекательным 30-40 лет назад уже неинтересно нынешнему поколению 10-13 лет. Более того, многое становится непонятным, воспринимается как устаревшее, все эти давние слова и понятия.

Я уже не раз упоминала, что первым камнем преткновения в литературе стали рассказы Бажова в 4 классе. Мало того, что мне приходилось объяснять значение половины слов в повествовании, так еще и ударение чуть ли не прописывала. Слова, конечно, там специфические-кроме терминов камнерезов еще и старорусские выражения, говор, искажения.

И вот буквально вчера столкнулись с новой сложностью - рассказы Антона Павловича Чехова. Дома у нас полное собрание сочинений, давным-давно, еще в школе я перечитала почти все, мне нравился юмор коротких историй. А вот дочь вообще не восприняла.

На лето задали прочитать три рассказа - "Налим", "Жалобная книга" и "Толстый и тонкий". С последним-то она и подошла ко мне. Растерянное выражение лица и слова: " Мама, я вообще ничего не поняла ".

Я удивилась, думаю - там рассказ на 2 страницы, что может быть непонятного в таком коротком сюжете. И сели мы разбирать. Я читала вслух по абзацам и комментировала.

Краткий перечень слов и терминов, которые пришлось объяснять:

  • Эфиальт
  • Лютеранка
  • Коллежский асессор
  • "Станислава имею"
  • Столоначальник
  • Статский советник
  • Тайный советник

И плюс к этому сам смысл рассказа. Вы можете сказать " ну а что, ребенок сам не мог погуглить и найти эти слова?" Ребенок-то конечно мог, но это еще больше запутает, так как для иерархии советников, например, неплохо было бы заглянуть в "Табель о рангах", чтобы понять, почему вдруг Тонкий стал лебезить и заискивать. Конечно, дочери было удобнее подойти и спросить у родителей, чтобы объяснили проще, чем статья в Википедии.

А выражение " Станислава имею " - ну мало, я думаю, кто из детей 11 лет догадается, что речь идет об ордене.

Когда я задала своему ребенку этот резонный вопрос - почему она сама не поискала значения слов, дочь ответила, что думала прочитает чуть дальше, и все сложится в единую картинку и станет понятным , но получилось наоборот. И вот я сижу и рассказываю, и объясняю смысл, стараясь привести примеры из повседневной жизни, и получилось у меня что-то вроде " встретились два одноклассника, один стал депутатом, а второй дворником ". (Не хочу никого обидеть, просто привела пример по доходам и статусу).

А потом я еще долго пыталась вспомнить откуда сама узнавала значения этих слов, интернетов-то не было, да и словарей толковых тоже дома не наблюдалось.

И мне казалось, что в школе на уроках нам подробнее объясняли про творчество писателей, мы больше читали, анализировали, разбирали. Может, конечно, это и "ложные воспоминания", но как-то тоскливо стало, что скоро классическая литература будет либо переписана более простым языком, либо вообще не останется в памяти детей, потому что "там куча непонятных устаревших слов, которые сейчас не используются, зачем нам их знать". А когда не понимаешь, то и не запоминаешь .

С нетерпением жду когда мы приступим к другим произведениям наших классиков, на очереди "Тарас Бульба", вот, чувствую, там будет "треш" и боль.

Все мы учимся в школе 2 раза - сначала сами, а потом с детьми по новому кругу))).

Читайте также: