Средства выражения эмоциональной оценки

Обновлено: 21.11.2024

В настоящее время существует много работ, посвященных анализу оценочных высказываний, в которых хорошо освящается вопрос относительно языкового выражения оценок. Особый интерес представляет анализ функционирования оценки на уровне целого текста, т. е. функциональная значимость оценки в тексте.

Уже в 30-е годы был поставлен вопрос о специфике оценочного высказывания в частности. Ч. Стивенсон писал, что главное назначение ценностных суждений не сообщать о фактах, а оказывать влияние. Можно говорить о двух способах употребления языка. Первое состоит в том, чтобы фиксировать, прояснять и сообщать наши взгляды. Второе заключается в том, чтобы давать выход нашим чувствам, создавать настроения или побуждать людей к действиям и убеждениям.

Оценка по Ч. Стивенсону предназначена для воздействия на адресата, «заключённая в ней похвала не есть не адресованное выражение эмоции, она имеет своей целью вызвать у адресата определённое психологическое состояние, она отражает прагматический аспект знаковой ситуации» [7; 217]. Это доказывает важность прагматической категории адресата в ситуации оценки.

В 70-е годы сторонники речевых актов настаивали также на том, что основная цель оценочных высказываний состоит не в том, чтобы описывать мир, а в том, чтобы выражать эмоции и отношения, хвалить или ругать, льстить или оскорблять, рекомендовать или советовать, отдавать приказы или руководить и т. п. C этими доводами нельзя не согласиться, но и нельзя также исключить из этих высказываний фрагмент описания мира.

В. Г. Гак выделяет две главные функции оценки в тексте. На первом месте прагматическая, которая заключается в формировании интенции слушающего, “в желании заинтересовать или убедить, “зацепить” внимание собеседника”. Вторая функция − функция компенсации информационной недостаточности. Оценочное высказывание “позволяет понять слушающему позицию или реакцию говорящего, если даже тот не даёт достаточной информации” [2; 87].

А. А. Ивин отмечает, что присутствие в оценке субъективности, с одной стороны, и указания на свойства объекта — с другой, позволяют выделить следующие функции оценочного высказывания: функцию выражения и функцию замещения (такие же функции выделяет в своих работах Е. М. Вольф).

Совмещение функции выражения и функции замещения касается главным образом общеоценочных понятий “хороший/плохой”. В обозначениях эта книга хорошая, он плохой человек выражается отношение субъекта к объекту оценки (функция выражения). «Чувства удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания, желания, стремления, предпочтения и т. д., могут выражаться не только с помощью таких слов, как нравиться, люблю, возмущён , ненавижу и т. п., но и с помощью наиболее общих оценочных понятий» [3; 36–37].

В функции замещения оценочные слова «хороший\плохой» указывают на те или иные совокупности свойств, являясь как бы обобщающими именами класса свойств с определённым знаком «+» или «−». Вкусное яблоко подразумевает не только то, что оно доставляет удовольствие субъекту, но и то, что в нём определённым образом сочетаются кислота и сладость, что оно не слишком жёсткое и т. п. Естественно, что общеоценочные термины, применительно к разным вещам, замещают разные свойства, т. е. подразумевают разные аспекты оценки.

Функция выражения выступает в тех случаях на первый план, когда субъект обозначает с их помощью своё отношение к объекту. В функции замещения, оценка указывает на те свойства, которые присущи объекту [1; 33–34]. Выполняя функцию замещения, общеоценочные слова характеризуют отношение объекта к стереотипу, точнее степень соответствия или несоответствия ему.

По мнению А. А. Ивина «оценка задаёт перспективу познавательного процесса, служит первым необходимым шагом в движении познания от незнания к знанию» [4; 162].

Анализируя оценочные конструкции в тексте, А. П. Сковородников указывает на то, что они “увеличивают прагматический потенциал высказываний сверх той степени, которая достигнута лексическими значениями элементов, наполняющих эти синтаксические структуры” [6; 255].

Итак, в функциональном плане оценочное высказывание, в первую очередь, служит для выражения отношения (Н. Д. Арутюнова, А. А. Ивин, Е. М. Вольф, В. Н. Телия, Н. А. Лукьянова, В. Н. Цоллер, М. В. Ляпон и др.), эмоций говорящего к реальному миру, с его стремлением привлечь внимание слушающего, а также для описания фактов, событий, реалий окружающей действительности.

Многообразные функции языка — воздействующая, дидактическая, эмотивная, когнитивная — определяют «важность оценочных суждений в формировании способностей личности выразить свой духовный мир, определив объекты окружающей действительности (предметы, лица, процессы, события, факты) по нормативной шкале ценностей» [5; 13].

Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. — М.: Наука, 1985. — 228с.

Гак В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. — 1997. − № 3. — С. 87−95.

Ивин А. А. Основание логики оценок. − М.: Наука, 1970. — С. 230.

Ивин А. А. Основы теории аргументации. — М.: Гардарики, 2000. — 416с.

Маркелова Т. В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Моск-го ун-та. Сер. 9. — 1994. − № 4. — С. 112.

Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. — Томск: 1984. — С. 255.

Основные термины (генерируются автоматически): функция замещения, оценочное высказывание, функция выражения, окружающая действительность, том.

Похожие статьи

Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.

Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний в немецкой диалогической речи.

Основные термины (генерируются автоматически): функция замещения, оценочное высказывание, функция выражения, окружающая действительность.

Основные языковые средства выражения оценочного значения.

В выражении оценочного значения в политических выступлениях Отто фон Бисмарка участвует конструкция с союзом „als“ в значении «как, в качестве» для выражения оценочного значения вводит аппозицию и имеет атрибутивную функцию, например

Способы выражения оценки в современном немецком языке

Человеку свойственно оценивать все явления окружающей его действительности, соотнося их с установившимися

Главным средством оформления модальности в этой функции является категория

Оценочное высказывание, даже если в нем прямо не выражен субъект оценки.

Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.

Различие эмоционального и оценочного компонента подтверждает тот факт, что «отдельным подклассам эмоциональных явлений функция оценки свойственна не в одинаковой степени».

В речевых актах экспрессивность оценочных выражений направлена на то, чтобы усилить.

К вопросу о языковых механизмах формирования оценки.

Формирование скрытой оценки высказывания — один из наиболее эффективных приемов

 оценочная метафора (метафора, несущая оценочный заряд и окрашивающая окружающий контекст, организуя текст для выражения положительной или отрицательной оценки)

Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.

Оценка является неотъемлемой частью процесса отражения действительности.

Модальная сущность отрицания в форматах.

Любое высказывание можно считать субъективно-оценочным.

По мнению Г. П. Немца, категория отрицания имеет своеобразную модальную функцию.

Отрицательная модальность представляет собой имплицитный способ выражения отношения к действительности [8, c.79].

Сущность отрицания в философском и лингвистическом аспектах

Помимо функции замещения, в которой отрицательные местоимения употребляются в качестве субститутов знаменательных слов, данный

эмоциональная оценка, средство выражения оценки, слово, высказывание, оценочное значение, оценка, средство выражения.

Прагматический потенциал модальных высказываний.

Высказывания с иллокутивной функцией побуждения рассматривались многими лингвистами [9; 18; 19; 20; 21; 22; 23].

В этой связи, представляется важным замечание Е. М. Вольф о том, что все виды высказываний, которые интерпретируются как оценочные (одобрение.

Читайте также: