Состав стереотипных единиц для выражения

Обновлено: 04.10.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котюрова М.П., Соловьева Н.В., Тихомирова Л.С.

Статья посвящена описанию словаря-справочника специфических единиц, типичных для письменной научной речи во всех областях научного знания. Такой словарь представляется актуальным для исследователей, получивших новое знание в той или иной области науки и неизбежно столкнувшихся с необходимостью зафиксировать это знание в виде научного текста .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Котюрова М.П., Соловьева Н.В., Тихомирова Л.С.

Стереотипность научного текста с точки зрения читательского восприятия Пермская научная школа функциональной стилистики Индуктивный и дедуктивный пути познания в научном дискурсе В поисках «блуждающего мифа» о смысле текста (Котюрова М. П., Соловьева Н. В. Современный научный текст (сквозь призму дискурсивных изменений). – М. : ФЛИНТА, 2019. – 294 с.) Современные подходы к изучению научного текста i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DICTIONARY OF STEREOTYPE UNITS IN SCIENTIFIC TEXTS

Article is devoted to the description of the dictionary reference of the specific units typical for written scientific language in all areas of scientific knowledge. Such dictionary is submitted actual for the researchers who have received new knowledge in this or that area of science and inevitably faced need to record this knowledge in the form of the scientific text .

Текст научной работы на тему «Словарь стереотипных единиц в научных текстах»

Котюрова М.П., Соловьева Н.В., Тихомирова Л.С.

СЛОВАРЬ СТЕРЕОТИПНЫХ ЕДИНИЦ В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ*

Издание «Словаря стереотипных единиц в научных текстах» имеет свою историю. Разработка проблем связности речи [1], стереотипного и творческого начал в тексте (с 1998 по 2013 гг. в Пермском университете опубликовано 17 выпусков ежегодного межвузовского сборника «Стереотипность и творчество в тексте»), речевой индивидуальности ученого [2], а также не только уместное, т.е. целесообразное, использование стереотипных единиц, но и стремление преодолеть стереотипность письменной научной речи в редакторской практике позволили авторскому коллективу приступить к созданию словаря стереотипных единиц, активно воспроизводимых при написании научных текстов.

Задача словаря состоит в том, чтобы на основе контекстов из научных трудов ученых выявить состав стереотипных единиц, определить семантику, сообщить правила их использования в соответствии со смысловой организацией научного текста.

Для осуществления задуманного необходимо было, прежде всего: 1) определить границы вариантов стереотипных единиц разных типов; 2) очертить контуры функционально-смысловых полей с ядерной номинацией «кванта» когнитивного смысла; 3) установить иерархию смыслов, соответствующих когнитивным операциям познавательно-коммуникативной деятельности; 4) составить картотеку атомарных и молекулярных словосочетаний, выражающих эти смыслы; 5) составить словник ядерных номинаций; 6) организовать их в стереотипные единицы; 7) упорядочить полученный материал.

Научное мышление, бесспорно, характеризуется единством стереотипного и творческого начал. Стереотипизация речемыслительной деятельности обусловлена разными факторами, среди которых важнейшими представляются такие, как социальный характер коммуникативной деятельности (повторяемость речевых ситуаций, приводящая к влиянию традиции); развитие информационных технологий; ускорение коммуникативного процесса («некогда думать»); психологические тенденции к автоматизму мысли и речи; психология языковой личности.

Наше представление о функциональной значимости стереотипности в пределах научных текстов строится следующим образом. В связи с методической сложностью анализа целого текста особому вниманию исследователя подвергаются терминированные понятия (одно или хотя бы некоторые основные) в качестве носителей идеи текста. Терминированные понятия формируют и ограничивают область познавательной деятельности, задают ее стратегию, в то время как неизбежное и совершенно необходимое окружение, «среда», этих терминов соотносится с тактикой познавательного процесса. Особенно важно подчеркнуть, что «среда» фиксирует в тексте научно-познавательные «шаги» - отдельные, но взаимосвязанные на глубинной ментальной основе (эффект айсберга).

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 11-34-00228а1).

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

Как известно, в языковой системе целый ряд слов широкой семантики в научном контексте выражает логико-семантические отношения между понятиями. Слова широкой семантики типа являться, представлять собой, состоять из, входить в состав, зависеть и др. включают абстрактную сему логических «шагов» тождества, состава, включения в состав, зависимости и др. Кроме того, в контексте актуализируются именно абстрактные оттенки значений лексических единиц, что и формирует такое стилистическое свойство научной речи, как отвлеченно-обобщенность [4].

В свою очередь, благодаря обобщенности научной речи в ней как бы параллельно представлены и результат деятельности автора - научное знание, и модель самого процесса научно-познавательной деятельности ученого (в форме логико-семантической структуры). Понятно, что в тексте эта модель заполняется различными компонентами, единицами, элементами в их взаимосвязях. Модель научно-познавательной деятельности (описанная наиболее полно в науковедении) в любом тексте представлена лишь частично, фрагментарно либо контурно, обобщенно, но всегда в относительной целостности и в единстве таких компонентов, как общее и частное, старое и новое знание и др.

Стереотипное и творческое в научно-познавательной деятельности неизбежно воздействуют на изложение полученного автором научного знания. Так, творческий характер познавательной деятельности хотя и приводит к расширению состава языковых единиц, способных выразить необходимые смыслы, однако лишь после отрицательного «ответа» языковой системы на потребность автора. В случае же положительного «ответа» языковой системы на запрос автора найденная языковая единица одобряется и закрепляется за определенным смыслом, т.е. проявляется конвенциональность автора и читателя (и научного социума). Новые информационные технологии еще более способствуют закреплению языковых единиц и формированию особого метаязыка науки. Ускорение коммуникации порождает ее автоматизм, т.е. использование готовых единиц речи. Таким образом, стереотипность речи обусловлена самой природой научно-познавательной деятельности и коммуникации в науке.

При составлении учебного словаря-справочника стереотипных единиц многоплановость научных текстов как источника для извлечения материала неизбежно предопределяет необходимость акцентировать внимание лишь на некоторых параметрах содержания и формы текста.

Прежде всего, назовем основные этапы познавательной деятельности: установление познавательного пространства темы исследования, иначе говоря, ее познавательного контекста; выявление проблемы или противоречия, которое требует научного разрешения; оценка проблемы в качестве актуальной; предложение гипотезы исследования; нахождение и выдвижение аргументов; подведение итогов исследования и др., которые формируют один из основных параметров текста.

Все эти этапы деятельности, с одной стороны, имеют общенаучный и потому объективный характер, а с другой - необходимость передачи полученного научного знания предопределяет использование уже известных (фоновых) языковых средств выражения смыслов, совокупность которых дает представление как о познавательно-коммуникативной деятельности, так и о продукте этой деятельности - научном знании. Эти единицы -словосочетания, конструкции, цепочки метатекста - целесообразно назвать стереотипными языковыми единицами.

Важно учесть, что такие единицы в силу их полифункциональности не поддаются четкой дифференциации на смысловой основе (потому повторяются в разных группах

единиц). Совокупности стереотипных единиц, объединенных в смысловом отношении, формируют такие свойства (или текстовые категории), как логичность речи, связность речи, рациональную оценку, диалогичность речи и др., которые объединяются в категориальный параметр текста [3].

Надо сказать, что этапы познавательной деятельности и свойства (категории) текста - все эти и многие другие «кванты» смысла научного текста дифференцируются на более частные компоненты и дробно или, наоборот, обобщенно, в целом, вводятся в текст специальными, отобранными из языковой системы, а также приспособленными или вновь созданными языковыми единицами. Затем они «подхватываются» последователями и тиражируются, благодаря чему приобретают статус стереотипных единиц.

Целостное представление о стереотипизации возникает при последовательном наблюдении за одним комплексом (парадигмой), объединяющим ряд минимальных стереотипных компонентов - словосочетаний, которые заполняют ту или иную когнитивную модель мыслительного действия автора.

Основой для формирования минимальных (атомарных) словосочетаний служат совокупности слов, относящихся к тому или иному общенаучному семантическому полю. Минимальные компоненты - словосочетания, объединяясь парадигматически, составляют стереотипные комплексы научного стиля в целом.

1 - надо изучить,

2 - изучить вопрос.

Каждый компонент может быть выражен одним из членов открытой парадигмы соответствующих стереотипных словосочетаний; причем этот компонент может быть либо устойчивым, либо вариативным.

См., с одной стороны, устойчивые компоненты - надо аргументировать, надо вскрыть, надо выявить, надо доказать, надо изучить, надо исследовать, надо найти, надо обнаружить, надо определить, надо установить; а также нужно вскрыть, нужно изучить, нужно исследовать, нужно обнаружить, нужно определить, нужно установить и др.; с другой стороны, вариативный компонент - надо /нужно /необходимо /следует и др.: надо изучить вопрос, нужно изучить вопрос, необходимо изучить вопрос, следует изучить вопрос, важно изучить вопрос, легко изучить вопрос, можно изучить вопрос, нет возможности изучить вопрос, нельзя изучить вопрос, нельзя не изучить вопрос и др.

Представим данную совокупность языковых единиц в виде «строительного материала» стереотипного комплекса.

Читайте также: