Социальные нормы периода присваивающей экономики находили свое выражение в

Обновлено: 04.11.2024

c) закономерности конституционно-правового развития государства.

1.2. Наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины тем, что:

a) наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина – только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции;

b) наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина – только свой предмет;

c) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине – только то, что уже познано; (*)

d) Наука развивается учеными-юристами, а учебная дисциплина – только преподавателями юридических вузов.

1.3. Основное отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук состоит в том, что:

a) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства – все предметы отраслевых наук;

b) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства – все законодательство в целом;

c) теория права и государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки – конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права; (*)

d) Содержание отраслевых наук всегда связано с юридической практикой, а теория права и государства развивается независимо, изолированно.

1.4. Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки:

- история политических и правовых учений (ж),

- судебная бухгалтерия (з),

- история государства и права (и),

- гражданское право (к),

- международное публичное право (л),

a) историко-теоретические: в, ж, и;

b) отраслевые: а, к, м, б, г;

d) международные: е, л.

1.5. Общая теория права и государства выполняет следующие функции:

a) регулятивную, охранительную, социального контроля;

b) воспитательную, историческую, политическую;

c) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;(*)

d) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономическую.

1.6. Специальные научные методы – это:

a) методы, которые используются во всех конкретных науках;

b) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;

c) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений; (*)

d) методы, разрабатывающиеся в рамках различных философских школ и направлений, для познания окружающего мира.

1.7. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание основных политико-правовых ценностей, например, таких, как правопорядок, законность, легитимность и др. называется:

1.8. Предмет и метод теории права и государства соотносятся следующим образом:

a) предмет определяет методы его исследования; (*)

b) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;

c) предмет и метод существуют независимо друг от друга;

d) ориентируясь на соответствующие методы, ученые определяют предмет теории государства и права.

1.9. Систему средств, набор способов изучения возникновения, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет:

1.10. Определите, какие из перечисленных методов – (диалектика (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), герменевтика (ж), статистический (ж), системный (з), феноменология (и), прогностический (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и конкретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетический (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т)) – относятся:




a) к всеобщим: а, ж, н;

b) к общенаучным: в, г, е, з, н, р, о;

c) к частнонаучным: ж, к, л, м, п, с, б;

d) к специальным: т, д.

1.11. Правовой эксперимент необходим:

a) для развития юридической науки;

b) для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства; (*)

c) для совершенствования правоприменительной деятельности;

d) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.

1.12. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем плодотворно применяется:

a) метод анализа и синтеза;

b) кибернетический метод;

c) статистический метод;

d) сравнительно-правовой (компаративистский) метод. (*)

1.13. Основные теории происхождения государства - это:

a) историческая школа;

1.14. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:

a) законодательная, исполнительная и судебная власть;

b) городская община, дворец, храм; (*)

c) государство – гражданское общество – население;

d) народное собрание – сенат – магистратуры.

1.15. Первичные государства были:

d) чаще всего городами-государствами. (*)

1.16. Признаком государства, отличающим его от социальной организации первобытного общества, является:

a) деление населения по территории; (*)

b) наличие добровольных пожертвований старейшинам;

c) наличие аппарата управления; (*)

d) система налогов и сборов; (*)

e) наличие социальной власти.

1.17. Признаком государства, отличающим его от других организа­ций современного общества, является:

a) система налогов и сборов;

b) государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного представителя всех своих граждан; (*)

c) территориальное деление населения;

d) то, что государство – это организация, которая располагает правоприменительными органами и вооруженными силами; (*)

e) то, что государство издает законы и иные акты, обладающие юридической силой. (*)

1.18. Социальные нормы периода присваивающей экономики находили свое выражение в:

d) ритуалах и обрядах; (*)

f) брачно-семейных нормах. (*)

1.19. Санкциями как важнейшим элементом регулятивной системы присваивающих обществ являлись:

a) смертная казнь и нанесение телесных повреждений; (*)

c) изгнание из общины; (*)

d) тюремное заключение;

e) ничего из вышеназванного.

1.20. Правила в доклассовом обществе – это в основном:

a) моральные нормы;

b) правовые нормы;

c) социальные нормы;

e) религиозные нормы.

1.21. Огромное влияние на процесс возникновения права в древних земледельческих культурах имели:

1.22. Вопросы происхождения и сущности права рассматриваются в:

a) марксистской (классовой) теории; (*)

b) ирригационной теории;

c) патриархальной теории;

d) естественно-правовой (договорной) теории; (*)

e) регулятивной и примирительной теориях. (*)

1.23. Специальные методы ТГиП - это:

1.24. По своему предмету ТГиП входит в блок:

a) отраслевых юридических наук;

b) исторических и общетеоретических юридических наук; (*)

c) прикладных юридических наук;

d) наук, изучающих структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов;

e) или во все вышеперечисленные блоки.

1.25. Род характеризуют следующие признаки:

a) кровное родство;

b) члены рода ведут совместное хозяйство;

c) все вышеперечисленное плюс наличие общей собственности; (*)

d) общность людей, проживающих на определенной территории.

1.26. Неолитическая революция – это:

a) переход от классового общества к бесклассовой структуре;

b) переход от вождизма к государству;

c) переход от присваивающего хозяйства к производящему; (*)

d) одно из общественных разделений труда.

1.27. “Способность и возможность оказывать определяющее воздей­ствие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, насилия, права, воли – это:”

a) социальные нормы;

1.28. Выделите особенности власти в первобытном обществе:

a) власть принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, традициях и обычаях; (*)

b) принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров;

c) осуществлялась определенной группой людей, не принимавших участие в производственной (присваивающей) деятельности.

1.29. Ф. Энгельс в работе ''Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства'' выделял три крупных разделения труда:

a) отделение ремесла от земледелия; (*)

b) разделение мужского труда и женского;

c) выделение пастушеских племён; (*)

d) выделение интеллигенции;

e) выделение класса купцов. (*)

1.30. Органами управления в первобытном обществе были:

a) совет военных предводителей; (*)

c) совет старейшин; (*)

e) собрание взрослых членов общины; (*)

1.31. Первые государства возникли:

a) на Ближнем Востоке и в Древнем Египте;

b) на Американском континенте;

d) в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек мира. (*)

1.32. Фактором, определившим переход к производящей экономике, является:

1.33. Представители договорной теории происхождения государства – это:

a) Маркс, Энгельс, Ленин;

b) Гумплович, Каутский, Дюринг;

c) Руссо, Локк, Гоббс; (*)

d) Спенсер, Петражицкий;

e) Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен.

1.34. Мононормы регулируют общественные отношения в:

a) буржуазном обществе;

b) рабовладельческом обществе;

c) первобытном обществе; (*)

d) феодальном обществе.

1.35. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

Читайте также: