Социальные нормы периода присваивающей экономики находили свое выражение в
Обновлено: 04.11.2024
c) закономерности конституционно-правового развития государства.
1.2. Наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины тем, что:
a) наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина – только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции;
b) наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина – только свой предмет;
c) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине – только то, что уже познано; (*)
d) Наука развивается учеными-юристами, а учебная дисциплина – только преподавателями юридических вузов.
1.3. Основное отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук состоит в том, что:
a) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства – все предметы отраслевых наук;
b) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства – все законодательство в целом;
c) теория права и государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки – конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права; (*)
d) Содержание отраслевых наук всегда связано с юридической практикой, а теория права и государства развивается независимо, изолированно.
1.4. Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки:
- история политических и правовых учений (ж),
- судебная бухгалтерия (з),
- история государства и права (и),
- гражданское право (к),
- международное публичное право (л),
a) историко-теоретические: в, ж, и;
b) отраслевые: а, к, м, б, г;
d) международные: е, л.
1.5. Общая теория права и государства выполняет следующие функции:
a) регулятивную, охранительную, социального контроля;
b) воспитательную, историческую, политическую;
c) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;(*)
d) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономическую.
1.6. Специальные научные методы – это:
a) методы, которые используются во всех конкретных науках;
b) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;
c) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений; (*)
d) методы, разрабатывающиеся в рамках различных философских школ и направлений, для познания окружающего мира.
1.7. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание основных политико-правовых ценностей, например, таких, как правопорядок, законность, легитимность и др. называется:
1.8. Предмет и метод теории права и государства соотносятся следующим образом:
a) предмет определяет методы его исследования; (*)
b) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
c) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
d) ориентируясь на соответствующие методы, ученые определяют предмет теории государства и права.
1.9. Систему средств, набор способов изучения возникновения, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет:
1.10. Определите, какие из перечисленных методов – (диалектика (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), герменевтика (ж), статистический (ж), системный (з), феноменология (и), прогностический (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и конкретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетический (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т)) – относятся:
a) к всеобщим: а, ж, н;
b) к общенаучным: в, г, е, з, н, р, о;
c) к частнонаучным: ж, к, л, м, п, с, б;
d) к специальным: т, д.
1.11. Правовой эксперимент необходим:
a) для развития юридической науки;
b) для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства; (*)
c) для совершенствования правоприменительной деятельности;
d) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.
1.12. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем плодотворно применяется:
a) метод анализа и синтеза;
b) кибернетический метод;
c) статистический метод;
d) сравнительно-правовой (компаративистский) метод. (*)
1.13. Основные теории происхождения государства - это:
a) историческая школа;
1.14. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:
a) законодательная, исполнительная и судебная власть;
b) городская община, дворец, храм; (*)
c) государство – гражданское общество – население;
d) народное собрание – сенат – магистратуры.
1.15. Первичные государства были:
d) чаще всего городами-государствами. (*)
1.16. Признаком государства, отличающим его от социальной организации первобытного общества, является:
a) деление населения по территории; (*)
b) наличие добровольных пожертвований старейшинам;
c) наличие аппарата управления; (*)
d) система налогов и сборов; (*)
e) наличие социальной власти.
1.17. Признаком государства, отличающим его от других организаций современного общества, является:
a) система налогов и сборов;
b) государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного представителя всех своих граждан; (*)
c) территориальное деление населения;
d) то, что государство – это организация, которая располагает правоприменительными органами и вооруженными силами; (*)
e) то, что государство издает законы и иные акты, обладающие юридической силой. (*)
1.18. Социальные нормы периода присваивающей экономики находили свое выражение в:
d) ритуалах и обрядах; (*)
f) брачно-семейных нормах. (*)
1.19. Санкциями как важнейшим элементом регулятивной системы присваивающих обществ являлись:
a) смертная казнь и нанесение телесных повреждений; (*)
c) изгнание из общины; (*)
d) тюремное заключение;
e) ничего из вышеназванного.
1.20. Правила в доклассовом обществе – это в основном:
a) моральные нормы;
b) правовые нормы;
c) социальные нормы;
e) религиозные нормы.
1.21. Огромное влияние на процесс возникновения права в древних земледельческих культурах имели:
1.22. Вопросы происхождения и сущности права рассматриваются в:
a) марксистской (классовой) теории; (*)
b) ирригационной теории;
c) патриархальной теории;
d) естественно-правовой (договорной) теории; (*)
e) регулятивной и примирительной теориях. (*)
1.23. Специальные методы ТГиП - это:
1.24. По своему предмету ТГиП входит в блок:
a) отраслевых юридических наук;
b) исторических и общетеоретических юридических наук; (*)
c) прикладных юридических наук;
d) наук, изучающих структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов;
e) или во все вышеперечисленные блоки.
1.25. Род характеризуют следующие признаки:
a) кровное родство;
b) члены рода ведут совместное хозяйство;
c) все вышеперечисленное плюс наличие общей собственности; (*)
d) общность людей, проживающих на определенной территории.
1.26. Неолитическая революция – это:
a) переход от классового общества к бесклассовой структуре;
b) переход от вождизма к государству;
c) переход от присваивающего хозяйства к производящему; (*)
d) одно из общественных разделений труда.
1.27. “Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, насилия, права, воли – это:”
a) социальные нормы;
1.28. Выделите особенности власти в первобытном обществе:
a) власть принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, традициях и обычаях; (*)
b) принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров;
c) осуществлялась определенной группой людей, не принимавших участие в производственной (присваивающей) деятельности.
1.29. Ф. Энгельс в работе ''Происхождение семьи, частной собственности и государства'' выделял три крупных разделения труда:
a) отделение ремесла от земледелия; (*)
b) разделение мужского труда и женского;
c) выделение пастушеских племён; (*)
d) выделение интеллигенции;
e) выделение класса купцов. (*)
1.30. Органами управления в первобытном обществе были:
a) совет военных предводителей; (*)
c) совет старейшин; (*)
e) собрание взрослых членов общины; (*)
1.31. Первые государства возникли:
a) на Ближнем Востоке и в Древнем Египте;
b) на Американском континенте;
d) в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек мира. (*)
1.32. Фактором, определившим переход к производящей экономике, является:
1.33. Представители договорной теории происхождения государства – это:
a) Маркс, Энгельс, Ленин;
b) Гумплович, Каутский, Дюринг;
c) Руссо, Локк, Гоббс; (*)
d) Спенсер, Петражицкий;
e) Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен.
1.34. Мононормы регулируют общественные отношения в:
a) буржуазном обществе;
b) рабовладельческом обществе;
c) первобытном обществе; (*)
d) феодальном обществе.
1.35. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:
Читайте также: