Смертию смерть поправ значение выражения

Обновлено: 04.10.2024

Есть одна такая фраза, которую обычно, едва прочитав, тут же перечитывают. Уж слишком глубока в ней мысль на первый взгляд. А для кого-то и вовсе звучит как тавтология. Ну что за «смертию смерть попрал»? Как такое возможно? Убили смерть что ли? Конечно, давно воцерквлённый православный христианин с таким вопросом не столкнётся, а вот новичку потребуется объяснения.

Это фраза из не Библии, а из молитвы, хотя текст основан на Писании

Сперва разберёмся. Откуда фраза смертию смерть поправ. Её источник — православный тропарь:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»

Послушать можно на видео:

В переводе эта молитва звучит так:

«Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым».

Это одно из самых популярных песнопений в Церкви.

Значение выражения смертию смерть поправ — это победа над смертью

Хотя источник фразы — не Библия, тем не менее, текст Священного Писания часто вращается вокруг этой мысли. Вот, например, ветхозаветное пророчество о том, что придёт Спаситель и победит смерть:

(Ос. 13, 14)

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

А зачем её, собственно, побеждать? Ответ на этот вопрос уводит нас глубоко в церковную доматику. С точки зрения православного учения, человек стал смертным после того, как вкусил плод с дерева познания добра и зла. Не все согласны с этой идеей, но именно на ней и возведена мысль того, что Христос победил смерть.

Иисус Христос победил смерть из любви к человечеству.

Православные верят, что Спаситель пришёл для того, чтобы отменить первородный грех и его последствия. В том числе среди задач Иисуса Христа — победить смерть.

Иисус Христос преодолел смерть — то есть попрал её

Иисус Христос преодолел смерть — то есть попрал её

И делается это из большой любви Бога, ибо:

(Пс. 33, 22)

Чтобы компенсировать урон, полученный Адамом от плода с дерева познания добра и зла, нужно, образно говоря, вкусить новый плод — праведности и вечной жизни. О том, как это сделать, сообщает апостол Павел:

(1 Фес. 4, 13–15)

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не опередим усопших

Христос попрал смерть не меньше 6 раз

Любопытно, что Иисус Христос попрал смерть не единожды, а не меньше шести раз.

  1. Когда воскресил мальчика. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки:
(7:14–15)

«И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его»

  1. Когда воскресил девушку. Тоже приведём версию из Евангелия от Луки:
(8:52–56)

«Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем»

Иисус Христос воскрешает девушку, чем показывает свою власть над смертью

Иисус Христос воскрешает девушку, чем показывает свою власть над смертью
  1. Когда воскресил Лазаря. Процитируем Евангелие от Иоанна:
(11:38–44)

«Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»

3 стольких человек воскресил, согласно Евангелию
  1. Когда воскрес. По человеческим представлениям Иисус Христос скончался (по крайней мере, это каноническая православная версия, а чужие рассматривать не будем). Иисус должен был остаться на том свете, но Он преодолел черту смерти в обратном направлении и явился своим ученикам.
  2. Когда открыл врата ада. В Священном Писании такой истории нет. Но Предание сообщает, что Иисус Христос не сразу воскрес после смерти, а отправился в ад, чтобы вывести оттуда некоторых умерших людей. Кого именно — идеальный вопрос для бесконечного спора. Об этом нигде ничего не сказано, так что правильного мнения нет.

Сам сюжет о Христе, который спускается в ад, основан на ветхозаветных пророчествах:

(Ос. 13:14)

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

(Пс. 23:7)

«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»

Надо признать, что сами пророчества явно имеют корни в аккадской традиции, но всё же этот догмат имеет огромное число приверженцев в христианском мире.

Существует догмат о том, что Спаситель вывел души из ада, но чьи именно, не ясно

  1. Когда дал миру надежду на жизнь после смерти. Согласно православным представлениям, раньше не существовало никаких надежд на жизнь после смерти. Только Христос, когда принял на себя кару за людские грехи, открыл дорогу в рай тем, кто раскаялся. Смерть им более не грозит, так как она побеждена смертью Христовой.

Христос призывает не бояться телесной смерти, но опасаться смерти духовной:

(Мф. 10. 28)

«не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»

Рассказывает священник Афанасий Гумеров:

По христианскому догмату, Иисус спустился в ад за праведниками

По христианскому догмату, Иисус спустился в ад за праведниками

Смертию смерть поправ — центральная мысль популярного акафиста

Разумеется, столь глубокая философская мысль не могла оставаться в рамках одного тропаря. Она получила развитие в виде одного из самых популярных акафистов «Акафист Воскресению Христову (иной)»:

Кондак 1

Возбранный Воеводо, Господи Небесе и земли, победно благодарственное пение приносим Тебе, раби Твои, во ад ныне сшедшему и с Собою вся воскресившему, и наше избавление празднующе, светло вопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Икос 1

Ангел Господень, в вечер субботний в трусе велии сошед с Небесе, отвали камень от дверий гроба Иисусова и седяще на нем. От страха его сотрясошася стрегущии и быша яко мертви. Мы же Воскресшему Живому Богу с мироносицами покланяемся и Пасху тайную благовествуем, вопиюще: Христос воскресе, и князи адстии падоша. Христос воскресе, и устрашишася вратницы адовы. Христос воскресе, и сокрушишася врата медная. Христос воскресе, и твердыни адовы положишася в запустение. Христос воскресе, и смерть рыдает. Христос воскресе, и ад, стеня, вопиет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак 2

Видяще Мария Магдалина, и Мария Иаковля, и Саломия юношу во гробе Иисусове, одеяна во одежду белу и седяща в десных, ужасошася. Он же глагола к ним: «Иисуса Распятаго ищете? Несть зде, воста бо, якоже рече. Приидите, видите место, идеже лежа Господь, и скоро шедше рцыте учеником Его: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Икос 2

Разум неразумеваемый разумети ищуще, Петр и другий ученик течаста ко гробу и, вшедше в онь, видеша ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе Иисусове, не с ризами лежащъ, но особь свит на единем месте, веровавше же, возопиша с веселием: Христос воскресе, и вся тварь радуется. Христос воскресе, Небеса да веселятся. Христос воскресе, и сликовствуют нам Ангели. Христос воскресе, и просветишася преисподняя. Христос воскресе, воскликнем с веселием, от смерти спасеннии. Пойте же Господеви вся земля: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак 3

Силою свыше облече Господь Своя ученики по Воскресении. Тии же идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус, и пришедшим им глагола Иисус: «Дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам». Тии же поклонишася Ему, зовуще: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Икос 3

Имущи в сердце своем любовь к Учителю, Мария Магдалина стояще у гроба вне, плачущи, и Воставшаго из мертвых видящи, яко вертоградаря, вопрошаше: «Аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возьму Его». Обаче, паче чаяния, слышавши: «Марие, восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему», прииде ко учеником, глаголющи: Христос воскресе, и жало греховное притупися. Христос воскресе, и мир от потопа греховнаго спасеся. Христос воскресе, и мы от работы врагу свободихомся. Христос воскресе, и диаволе прельщение упразднися. Христос воскресе, и бывшее на нас рукописание загладися. Христос воскресе, и вся тварь обновися, зовущи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак 4

Бурю помышлении сумнительных внутрь имея, Фома учеником, глаголющим, яко видехом Господа, рече им: «Аще не увижу на руку Его язвы гвоздиныя и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку в ребра Его, не иму веры», но, уверився, с веселием возопи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Икос 4

Слышав Фома ученик, видевших Господа, и очима своима хотяй Того зрети, рече: «Не иму веры». По днех же осьмих прииде Иисус затворенным дверем, ста посреде ученик и глагола Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои, и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен». И отвеща Фома, и рече: Христос воскресе, Ты еси Господь мой. Христос воскресе, Ты еси Бог мой. Христос воскресе, и вси нетление и жизнь восприяхом. Христос воскресе, и мертвии восташа. Христос воскресе, и избавихомся осуждения и муки. Христос воскресе, и жизнь из гроба возсия мирови поющему: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак 5

Божества огнем не опалися Фома, ребро Спасово дерзновенно осязав. Паче же просветися, Бога, на спасение наше воплотившася и паки с плотию воскресшаго, познав. Темже неверием своим блаженный близнец церковную веру утверждает, юже исповедующе согласно вопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Икос 5

Видевше Иисуса воскресша, ученицы убояхуся, мняще дух видети. Иисус же, хотя уверити их, показа им руце и нозе и ребра Своя, таже рыбы печены часть прием и от пчел сот пред ними яде. Тем уверившеся и страх свой и печаль свою отложивше, в радости пояху: Христос воскресе, хуждшая восприим, и подаде нам лучшая. Христос воскресе, и ад умертвися блистанием Божества Его. Христос воскресе, и тьма разрушися, и мрачнии демони отгнашася. Христос воскресе, и истлевшее страстьми человеческое естество обновися. Христос воскресе, и беззакония наша туне очистишася. Христос воскресе, и мы веи, в нетление облекшеся, песнь сию Ему приносим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Мария Магдалина первой встретила воскресшего Христа

Мария Магдалина первой встретила воскресшего Христа

Читайте также: