Слово это выражение мысли

Обновлено: 04.11.2024

Слово—выражение мысли и можетъ служить соединению и разделению людей; поэтому нужно съ осторожностью обращаться съ нимъ.

I.
Слово—дело великое.

1.
Словомъ можно соединить людей, словомъ можно разъединить ихъ; словомъ можно служить любви, словомъ же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяетъ людей или служить вражде и ненависти.

2.
Слово — выражение мысли, мысль — проявление Божеской силы, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражаетъ. Оно можетъ быть безразлично, но не можетъ и не должно быть выражениемъ зла.

3.
Человекъ—носитель Бога. Сознание своей божественности онъ можетъ выражать словомъ. Какъ же не быть осторожнымъ въ слове»?

4.
Время проходить, но сказанное слово остается.

5.
Если имеешь время подумать, прежде чемъ начинать говорить, то подумай, стоитъ ли, нужно ли говорить, не можетъ ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бываетъ такъ, что если подумаешь, то и не начнешь говорить.

6.
Прежде думай, потомъ говори. Но остановись прежде, чемъ тебе скажутъ: «довольно». Человекъ выше животнаго способностью речи, но онъ ниже его, если болтаетъ, что попало.
С а а д и.

7.
После долгаго разговора постарайся вспомнить все то, о чемъ было говорено, и ты удивишься, какъ пусто и ненужно и часто дурно было все говоренное.

8.
Слушай, будь внимателенъ, но говори мало.
Никогда не говори, если тебя не спрашиваютъ, но если тебя спрашиваютъ, отвечай тотчасъ же и коротко, и не стыдись, если ты долженъ признаться, что не знаешь того, о чемъ тебя спрашиваютъ. С у ф и.

9.
Если хочешь быть умнымъ, научись разумно спрашивать,внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Л а ф а т е р ъ.

10.
Не хвали, не осуждай другихъ и не спорь.

11.
Слушай речи ученаго человека со вниманиемъ, хотя бы дела его не соответствовали его учению. Человекъ долженъ поучаться, хотя бы поучение было написано на стене. С а а д и.

12.
Есть очень хорошие три короткие слова: я не знаю. Приучай свой языкъ почаще говорить ихъ.
В о с т о ч н а я м у д р о с т ь.

13.
Есть старинное изречение: «de mortuis aut bene, aut nihil», то-есть: о мертвыхъ говори доброе или ничего. Какъ это несправедливо! Напротивъ, надо бы сказать: «о живыхъ говори доброе или ничего». Отъ сколькихъ страданий это избавило бы людей и какъ это легко! О мертвыхъ же почему не говорить худого? Въ нашемъ мире, напротивъ, установилось вследствие обычая некрологовъ и юбилеевъ говорить о мертвыхъ одни преувеличенныя похвалы,—следовательно, только ложь. А такие лживыя похвалы вредны потому, что сглаживаютъ въ понятияхъ людей различие между добромъ и зломъ.

14.
Съ чемъ сравнить языкъ въ устахъ человека? Это ключъ сокровищницы; когда дверь заперта, никто не можетъ знать, что тамъ: драгоценные ли камни или только ненужный хламъ.
С а а д и.

15.
Хотя, по учению мудрыхъ, молчание полезно, свободная речь тоже нужна, но нужна только въ свое время. Мы грешимъ словомъ и когда молчимъ, а надо бы говорить, и когда говоримъ, а надо бы молчать. С а а д и.


II.
Когда разсердился, молчи.

1.
Если ты знаешь, какъ надо жить людямъ, и желаешь имъ добра, то будешь высказывать имъ это. Высказывать же это будешь стараться такъ, чтобы они поверили въ твои слова. Для того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе надо постараться передать твои мысли не съ раздражениемъ и гневомъ, а спокойно и съ добромъ.

2.
Когда ты хочешь передать твоему собеседнику въ разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этомъ — не раздражаться и не сказать ни одного недобраго или обидного слова.
П о Э п и к т е т у.

3.
Не сказанное слово золотое.

4.
Не думать впередъ о томъ, что ты скажешь, можно только тогда, когда чувствуешь себя спокойнымъ, добрымъ и любящимъ. Но если ты неспокоенъ и раздраженъ, то берегись согрешить словомъ.

5.
Если ты не можешь тотчасъ же утишить свой гневъ, удержи языкъ. Помолчи—и ты скорее успокоишься. Б а к с т е р ъ.

6.
Старайся, чтобы въ споре слова твои были мягки, а доводы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его. В и л ь к и н с ъ.

7.
Какъ только мы почувствовали гневъ во время спора, мы уже споримъ не за истину, а за себя. К а р л е й л ь.

1.
Зарождающаяся ссора подобна пробивающемуся сквозь плотину потоку: какъ только онъ пробился, ты уже не удержишь его. А всякая ссора вызывается и поддерживается словами. Т а л м у д ъ.

2.
Споръ никого не убеждаетъ, а разъединяетъ и озлобляетъ. Что молотокъ для гвоздей, то споръ для мнений людскихъ. Мнения, еще шаткия, после споровъ становятся твердо забиты
в головы, как гвозди до шляпок. П о Ю в е н а л у.

3.
Въ спорахъ забывается истина. Прекращаетъ спорь тотъ, кто умнее.

4.
Къ спорамъ прислушивайся, но въ споры не вмешивайся. Храни тебя Богъ отъ запальчивости и горячки, хотя бы даже въ малейшемъ выражении. Гневъ везде неуместенъ, а больше всего въ деле правомъ, потому что затемняетъ и мутитъ его. Г о г о л ь.

5.
Лучший ответъ безумцу — молчание. Каждое слово ответа отскочитъ отъ безумца на тебя. Отвечать обидой на обиду— все равно, что подкидывать дровъ въ огонь.

1.
«Не судите да не судимы будете. Ибо какимъ судомъ судите, такимъ будете судимы; и какою мерою мирите, такою и вамъ будутъ мирить. И что ты смотришь на сучокъ въ глазе брата твоего, а бревна въ твоемъ глазе не чувствуешь? Или, какъ скажешь брату твоему: дай, я выну сучокъ изъ глаза твоего; а вотъ въ твоемъ глазе бревно? Лицемеръ, вынь прежде бревно изъ твоего глаза, и тогда увидишь, какъ вынуть сучокъ изъ глаза брата твоего».
М а т ф е й. VII, 1—6.

2.
Почти всегда, поискавъ въ себе, мы найдемъ тотъ же грехъ, который мы осуждаемъ въ другомъ. Если же мы не знаемъ за собой именно того самаго греха, то стоитъ только поискать, и мы найдемъ еще худший.

3.
Какъ только начинаешь судить человека, помни о томъ, чтобы не сказать про него дурного, если ты наверно знаешь про это дурное, а темъ более, если ты не знаешь, а повторяешь только чужие слова.

4.
Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не можетъ знать того, что происходило и происходитъ въ душе того, кого осуждаешь.

5.
Хорошо уговориться съ приятелемъ о томъ, чтобы останавливать другъ друга, какъ скоро тотъ или другой изъ васъ начнетъ осуждать ближняго. А если нетъ такого приятеля, то уговорись о томъ же самъ съ собою.

6.
Осуждать людей въ глаза нехорошо потому, что это обижаетъ ихъ, а за глаза нечестно, потому что это обманываетъ ихъ. Самое лучшее не искать дурного въ людяхъ и забывать его, а искать дурное въ себе и помнить об этом.

7.
Остроумное осуждение, это - дохлятина подъ соусомъ. Подъ соусомъ не заметишь, какъ наешься всякой дряни.

8.
Чемъ меньше знаютъ люди о худыхъ делахъ людей, темъ строже они къ самимъ себъ.

9.
Не слушайте никогда техъ, кто говорятъ дурно о другихъ и хорошо о васъ.

10.
Кто за глаза поноситъ меня, тотъ боится меня, а кто въ глаза хвалитъ,—презираетъ меня.
К и т а й с к а я п о с л о в и ц а.

11.
Злословие такъ нравится людямъ, что очень трудно удержаться отъ того, чтобы не сделать приятное своимъ собеседникамъ: не осуждать отсутствующпхъ. Но если ужъ непременно угощать людей, то угощай чемъ-нибудь другимъ, а не такимъ вреднымъ и для себя и для угощаемыхъ.

12.
Прикрой чужой гръхъ, Богъ два проститъ.

V.
Вредъ отъ невоздержания въ слове.

1.
Мы знаемъ, что съ заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотимъ знать того, что такъ же осторожно надо обращаться и со словомъ. Слово можетъ не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

2.
Мы возмущаемся на телесныя преступления: объелся, подрался, прелюбодействовалъ, убилъ, —а легко смотримъ на преступления слова: осудилъ, оскорбилъ, передалъ, напечаталъ, написалъ вредныя, развращающая слова, а между тем последствия преступления слова гораздо более тяжелы и значительны, чемъ преступления тела. Разница только въ томъ, что зло телесных преступлений тотчасъ же заметно. Зло же преступления слова мы не замечаемъ, потому что оно сказывается далеко отъ насъ и по месту и по времени.

3.
Было большое собрание людей, больше тысячи, въ большомъ театре. Въ середине представления одинъ глупый человекь вздумалъ пошутить и крикнулъ одно слово: «пожаръ!» Народъ бросился къ дверямъ. Все столпились, давили другъ друга, и, когда опомнились, было раздавлено на смерть 20 человекъ и больше 50 поранено.
Такое великое зло можетъ сделать одно глупое слово.
Тутъ, въ театре, видно зло, которое сделало одно глупое слово, но часто бываетъ, что вредъ глупаго слова хотя и не сразу виденъ, какъ въ театре, а делаетъ понемногу и неза-метно еще больше зла.

4.
Ничто такъ не поощряетъ праздности, какъ пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили техъ пустяковъ, которыми они отгоняютъ отъ себя скуку праздности, они не могли бы переносить праздности и работали бы.

5.
Дурно говорить о людяхъ вредитъ сразу тремъ: тому, о комъ говорятъ дурно, тому, кому говорятъ дурно, но более всего тому, кто говоритъ дурно о людяхъ.
В а с и л и й В е л и к и й

6.
Заочпое осуждение темъ особенно дурно, что то самое суждение о недостаткахъ человека, которое, сказанное въ глаза, могло бы быть полезно ему, скрывается отъ того, кому оно можетъ быть нужно, и сообщается темъ, кому оно вредно, возбуждая дурное чувство къ осуждаемому.

7.
Редко раскаешься въ томъ, что промолчалъ, а сколько разъ раскаешься въ томъ, что сказалъ, и еще чаще бы раскаивался, если бы зналъ все последствия своего слова.

8.
Чъмъ больше хочется говорить, тем больше опасность, что скажешь дурное.

9.
Большая сила у того человека, который умеетъ промолчать, хотя он правъ.
К а т о н ъ.


VI. Польза молчания.

1.
Давай больше отдыхать языку, чьмъ рукамъ.

3.
Семь разъ поверни языкъ, прежде чемъ начнешь говорить.

4.
Надо или молчать или говорить вещи, которыя лучше молчания.

5.
Кто много говоритъ, тотъ мало делаетъ. Мудрый человъкъ всегда боится, чтобы слова его не обещали больше того, что онъ можетъ дать, и потому чаще молчитъ и говоритъ только тогда, когда это нужно не ему, а другимъ.

6.
Весь векъ свой я провелъ среди мудрецовъ и не нашелъ для человека ничего лучше молчания.
Т а л м у д ъ.

7.
Если изъ ста разъ одинъ разъ пожалеешь о томъ, что не сказалъ, что надо было, то наверное изъ ста разъ 99 разъ пожалеешь, что говорилъ, когда надо было молчать.

8.
По одному тому, что хорошее намерение высказано, уже ослаблено желание исполнить его. Но какъ удержать отъ высказывания "благородно-самодовольные порывы юности? Только гораздо позднее, вспоминая ихъ, жалеешь о нихъ, какъ о цветке, который, не удержался, сорвалъ не распустившимся и потомъ увидел па земле завялымъ и затоптаннымъ.

9.
Слово—ключъ сердца. Если разговоръ ни къ чему не ведетъ, то и одно слово лишнее.

10.
Когда ты одинъ, думай о своихъ грехахъ, когда въ обществе—забывай чужие.
К и т а й с к о е и з р е ч е н и е.

11.
Если очень хочется говорить, то спроси себя: для чего тебе такъ хочется говорить—для себя, для своей выгоды или для выгоды, пользы другихъ. Если для себя, то постарайся промолчать.

12.
Глупому человеку лучше всего молчать. Но если бы онъ зналъ это, онъ бы не былъ глупымъ человъкомъ. С а а д и.

13.
Люди учатся, какъ говорить, а главная наука—какъ и когда молчать.

14.
Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.
А р а б с к а я п о г о в о р к а.

4.
Скрывать недостатки другихъ и говорить о томъ, что есть въ нихъ добраго, есть признакъ любви и лучший способъ привлечь къ себъ любовь ближнихъ.
И з „Б л а г о ч е с т и в ы х ъ м ы с л е й".

5.
Благо жизни людей — ихъ любовь между собой. А недобрымъ словомъ можно нарушить любовь.

Читайте также: