Слова и высказывания раскрывающие цели ополченцев

Обновлено: 04.11.2024

Автор:
Устюгова Галина Васильевна

Период Смутного времени

Урок направлен на развитие у учащихся критического мышления, умение анализировать исторические события, обобщить и систематизировать материал, создать атмосферу творчества. Одна из задач сформировать у учащихся целостное представление о событиях Смутного времени. Дети должны выработать гражданскую позицию по отношению к деятельности исторических личностей, понимать, что благо страны зависит от личного участия каждого. Автор Устюгова Г.В.

Автор: Устюгова Г.В.

Период Смутного времени.

( урок – обобщение 7класс )

1. Систематизировать знания по истории России начала XVII века.

2. Продолжать работу по применению исторических знаний на практике, выполняя творческие задания.

3. Продолжать освоение приемов работы с историческими текстами, анализа исторических источников.

Задачи урока:

1. Знать основные исторические понятия, имена исторических личностей, события истории начала XVII века.

2. Уметь работать с картой, анализировать исторические источники и тексты, отвечать на поставленные к ним вопросы.

3. Сформировать у учащихся целостное представление о событиях Смутного времени в России.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока : урок-практикум.

Оборудование : рабочие листы с заданиями, карточки с событиями, памятка для работы с историческими источниками, карта, портреты исторических личностей.

I. Организационный момент.

1. Оформить доску: тема, знать, уметь, применять, карта.

2. Поставить парты так, чтобы удобно рассадить детей по группам.

3. Провести Армреслинг. Ребята выполняют упражнение – задание 15-20 сек., цель которого заработать как можно больше баллов. Сделать это можно лишь объединившись в группы. Вывод: результат работы будет лучше, если работать сообща, объединившись, помогая и поддерживая, друг друга. Так стоит работать в продолжение всего урока.

II. Целеполагание и мотивация.

· Запись выбранной темы урока. ( Дети сами предлагают различные варианты тем урока. Например: «День народного единства», « Трагедия Смуты услышана в XXI в» и т.д.)

Варианты эпиграфов : 1. « Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело!»

2. « Война есть война, и стараться представить ее как нечто красивое и безупречное – это значит лгать».

3. « Война является неотъемлемой частью развития цивилизации».

4. « Солнце в трубу золотую трубит: « Слава герою – бойцу! Враг побежден, уничтожен разбит, Слава герою – бойцу!»

III. Даты и события.

Учитель. Перед вами события Смутного времени. Ваша задача расположить события в хронологической последовательности:

1. Восстание И.И.Болотникова.

2. Начало правления Бориса Годунова.

3. Создание Первого ополчения.

4. Правление Лжедмитрия I .

5. Правление Василия Шуйского.

6. Начало интервенции, осада Смоленска.

7. Создание Второго ополчения.

8. Воцарение Михаила Федоровича Романова.

Ребята работают в группах. По истечении 3 минут организуется проверка и делается вывод о работе каждой группы.

IV. Исторические личности.

Дети видят на экране портреты П.Ляпунова, М.Б.Шеина, И.И.Болотникова, Б.Ф.Годунова, В.Шуйского, М.Ф.Романова.

V. Карта.

Учитель. Работаем по карте.

· Покажите, пожалуйста, государство, где появился Лжедмитрий I .

· Покажите город, где началось формирование Второго ополчения.

· Город, с осады которого началась польская интервенция.

· Резиденция Лжедмитрия II .

· Покажите территорию, которую предлагал В.Шуйский шведам за военную помощь и т.д.

VI Работа с документами .

Учитель. Перед вами тексты исторических источников, к которым даны вопросы. Обратите внимание, что перед вами три документа. Первый документ самый простой, а последний самый сложный. Вы можете выбрать любой. Для того, чтобы правильно выполнить задание можете воспользоваться памяткой, которая перед вами на экране.

1. Внимательно прочитайте текст и задание к тексту.

2. Определите объект изучения (личность, событие и т.д.)

3. Отметьте в тексте имена, названия, события, которые могут быть наводящей информацией.

4. Установите связь между выделенными именами, событиями и заданием к тексту.

Из письма папы римского Павла V польскому королю Сигизмунду III . 17 августа 1611 г.

Возлюбленный во Христе сын наш! Мы получили известие, что 26-го будущего месяца назначен твоим величеством генеральный сейм всех чинов обширнейшего твоего Королевства Польши… Мы не сомневаемся, что в числе прочих рассуждений этого сейма главнейшим будет то, которое касается распространения католической веры…

Да и сам ты во многих своих письмах извещал нас о хороших успехах твоего похода в Московию, высказывал величайшую ревность к распространению католической веры… Особенно же постарайся, чтобы… у москвитян исповедовалась та вера, которой учит святая римская церковь.

· О чем свидетельствует данный документ?

Из окружной ( разосланной повсюду) грамоты князя Д.М.Пожарского в Путивль. 12 июня 1612 г.

За грехи наши навел Бог гнев на землю нашу: стал на государство Московское Жигимонт ( Сигизмунт III ), король польский, преступя крестное целование и мирное постановление… пришел сам под Смоленск со многою силою и злопагубным нападением послал к Москве гетмана Жолкевского с польскими и литовскими людьми, но с ними же предатель веры христианской Михайло Салтыков да Федька Андронов со своими злобестными советниками… И вошли внутрь царствующего города Москвы… и Московское государство выжгли и церкви обругали и тьмочисленные крови христианские пролили…, и всю царскую казну отослали к королю… И в Нижнем Новгороде гости и посадские люди и выборный человек К.Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, стали ратных людей сподоблять денежным желанием и присылали ко мне. Князю Дмитрию, много раз, чтобы мне ехать в Нижний для земского совета. И я приехал в Нижний, и стали ко мне приезжать бояре и воеводы и дворяне и дети боярские ( мелкие дворяне). И я начал с ними и с выборным человеком К. Мининым и с посадскими людьми советоваться, чтобы нам против врагов и разорителей веры христианской польских и литовских людей за Московское государство стоять всем единомышленно… И слыша наш совет, Казанское государство всякие люди с ними учинились единомысленны, и Заволжские, и Поморские, и Замосковские города стали с нами во едином же твердом совете. И из украинских из многих городов к нам приехали многие дворяне и дети боярские…

И вам бы, господа, Бога помня и души свои, православную христианскую веру, и свое Отечество… со всею землею быть. И вам бы, господа, вместе с нами…И Московское государство от польских и литовских людей очищать… а выбирать государя на Московское государство общим советом…И совет бы вам, господа, отписать к нам вскоре.

· Найдите в послании слова и высказывания, раскрывающие цели ополченцев.

· Почему, Д.Пожарский подчеркивает необходимость совета во всей земле при решении всех важных вопросов? Как вы считаете, кого он имел в виду под понятием «вся земля»?

Второе ополчение. «Из нового летописца»

О приезде из городов ратным людям и з казною из городов.

В Нижнем же казны становяше мало. Он же нача писати по городам в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищения московского государства. В городах же слышаху в Нижнем собрание, ради быша и посылаху к нему на совет и многую казну к нему посылаху и свезоша к нему из городов многу казну. … придоша к ним из всех гродов. Первое придоша коломничи, потом рязанцы, потом из украинских городов многие люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при Василье. Они же им даваша жалованье…

О приходе в Ярославль.

Князь Дмитрий же Михайлович и Кузьма…поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и даша им подмогу, многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с радостию… Ярославцы же их приняша с великою честию и принесоша дары многия. Они же не взяша у них ничего и, бых в Ярославле, начаша промышляти, како им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помощь денежную казну…

О взятии города Китая.

Литовские же люди в городе бысть теснота великая: никуда их не выпускаху. Гладу же у них бывшу великому, выпущаху из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога… поидоша приступом и Китай взяша и многие литовские люди побиша…

О выводе боярском и о сдаче Кремля города.

Литовские же люди, видя неизнеможение и глад великий, и град Кремль здавати начаша и начаша уговариватца, чтобы их не побили, полковникам же и рохмистером и шляхтам чтобы идти князю Дмитрию Михайловичю в полк Пожарскому… Князь Дмитрий же Михайлович прия их с честию и возда им честь великую. На утри же Струс полковние с товарищами Кремль город здаша…

· Как на основании документов можно охарактеризовать причины победы Второго ополчения?

После выполнения работы, группы выступают. Другие группы могут дополнять, исправлять, задавать вопросы. После этого дети совместно с учителем подводят итоги и формулируют выводы .

- Благодаря простому народу наша страна отстояла свободу и независимость.

– 4 ноября вся страна отмечает День народного единства. Праздник, посвященный события, о которых мы говорили на уроке.

- Д.Пожарский и К.Минин – герои страны.

VI I . Физкультминутка .

Учитель. Я предлагаю всем встать по группам. Вручаю каждой группе название стран и городов, которые вы должны разложить на полу в логической последовательности. А затем сказать, кто вы, откуда и куда идете.

Например: - Ярославль,- Москва, - Кострома, - Нижний Новгород .( Дети раскладывают карточки и определяют, что это путь Второго ополчения во главе с К.Мининым и Д.Пожарским);

- Путивль, - Тула, - Речь Посполитая. – Москва. (Путь Лжедмитрия I в Москву).

VIII. Письмо в прошлое .

Учитель. Продолжаем работу в группах. Сейчас каждая группа выберет себе понравившееся задание. Задание творческого характера. Здесь вам понадобиться смекалка, находчивость, знания по данной теме.

· Напишите письмо М.Ф.Романову в 1713 г.

· Напишите письмо К.Минину и Д.Пожарскому.

· Напишите письмо Лжедмитрию I .

После выполнения дети зачитывают письма, делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.

Читайте также: