Схемы гримов основанных на подчеркивании мимического выражения

Обновлено: 21.11.2024

Схемы являются как бы промежуточным звеном от элементарных, отдельных приемов к конкретному гриму, обусловленному требованиями роли и спектакля. Схема грима - не механический сумма элементарных приемов, а органическая связь приемов, соответствующим образом видоизмененных для наиболее законченной передачи типического характера. Но схема еще не театральный грим, таким она может стать только в конкретных условиях спектакля, где грим, передающий характерные особенности роли, может получить другое разрешение, и в связи с этим возникнут новые изменения приемов. Таким образом, на схемах гримов мы будем изучать не рецепты и шаблоны для выполнения производственных гримов, поскольку построение их вне конкретных условий роли и спектакля невозможно. На простейших схематических примерах мы рассмотрим, как связываются отдельные приемы гримировки между собой, какие новые изменения они при этом претерпевают, как от общих очертаний контура мы переходим к объемной реалистической лепке лица, как, наконец, найденная схема грима изменяется вновь с большей конкретизацией задания. Схемы грима могут быть построены на различных типичных признаках. Так, например, в некоторых руководствах по гриму встречаются схемы грима национальностей, схемы грима различных профессий, болезней, темпераментов и т. д.. Мы рассмотрим только схемы, вытекающие из изученного нами материала пластического строения лица: схему построения грима молодого лица, схему грима старого худощавого лица, схему грима толстого лица и схемы гримов, фиксирующие наиболее привычные устойчивые мимические выражения.

Грим молодого лица (в элементарном виде) представляет собой несколько приукрашенное лицо актера. Основой для этого приукрашивания являются обычно общие представления о красивом лице, иногда связанные с античным каноном. Рассмотрим приемы построения этой схемы грима. Накладывается на лицо общий тон (обычно более светлый тон № 2), после чего накладываются румяна (если для накладывания румян используются сухие румяна, то они накладываются после запудривания грима). Румяна должны быть распределены очень тщательно и мягко стушеваны. Основная схема накладывания румян следующая: румяна накладываются на щеки и оттуда стушевываются постепенно к краям щеки, по линии от носа к уху. Слегка захватываются крылья носа (благодаря чему спинка носа кажется более светлой и выступает вперед, придавая носу прямолинейный вид, так называемый прямой нос). Слегка румяна накладываются на лоб над бровями, румянятся мочки ушей и подбородок (сравни схему с другими вариантами).

СХЕМЫ НАКЛАДЫВАНИЯ РУМЯН

1. Нормальная (так называемая «классическая»).

2. Суживающая лицо 3. Расширяющая лицо.

4. Округляющпя лицо (так называемый «лубок»)

Когда общий тон и румяна наложены, рекомендуется, наложив на лицо чистое полотенце, слегка нажимая ладонью, снять на полотенце лишнюю краску. Этим приемом, помимо удаления излишков краски, грим несколько осушается, и лучше стушевываются краски. После этого подводятся глаза, обычно используются приемы увеличения глаз (см. подводки). Подчеркиваются брови, причем им придается характер (плавной дугообразной линии, связанной с линиями носа. Подчеркивается рисунок губ. Законченный грим фиксируется пудрой. Лицо, загримированное таким образом, выглядит действительно театрально-моложавым, более выразительным, чем незагримированное лицо, благодаря подчеркнутости черт лица., необходимой в условиях театра. Прочность этой схемы заключается в том, что эту схему используют в театре часто некритически и берут ее как готовый рецепт для оформления лица всякой «молодой» роли, вне учета особенностей ее характера. Действительно, светлый общий тон, рекомендуемый в этой схеме, не всегда соответствует цвету кожи изображаемого по роли молодого человека, к молодящим свойствам светлых красок следует прибегать не в ущерб общей характеристике роли. Далее, все приемы накладывания румян, подводки глаз, бровей, рта могут при соответствующих изменениях придать лицу такой характерный вид, который будет находиться в соответствии с особенностями роли, а не вообще так называемые «правильные», «классические» и «красивые» черты, взятые вне пространства и времени. Таким образом, схему грима молодого липа. нужно рассматривать только как рабочий прием, но не готовый грим, - рецепт, приемлемый для всех молодых ролей. В условиях конкретного спектакля этот рабочий прием должен найти соответствующие изменения для отображения требуемых по роли характерных черт. Примеры выполения схемы молодого лица - см. таблицу XV.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Схема молодого лица

Работая над схемой, следует сделать несколько упражнений, применяя различные приемы накладывания румян, используя различные цвета общего тока, варьируя приемы подводки и т. д.

К старости лицо человека претерпевает ряд физиологических изменений, которые в общих типичных чертах сводятся к тому, что костный рельеф резко обрисовывается, складки лица выявляются резко и отчетливо, кожа; лица покрывается характерными морщинами, глава становятся, тусклыми и ввалившимися, губы, в связи с выпадением зубов, проваливаются, волосы седеют, общая окраска кожи принимает желтовато-землистый оттенок. Попробуем передать эту характеристику, применяя известные уже нам приемы грима. Покроем лицо общим тоном, найдя необходимый нам оттенок смешиванием красок, в соответствии с общим тоном подберем и теневые краски, которыми мы будем передавать впадины. Очертим контуры, передавая как костный рельеф, так и характерные морщины и складки. Так, на лбу мы прочертим контуры височных впадин, лобных бугров и морщин, очертим глазные впадины и морщины под глазами, очертим скуловую; кость и определим впадину под ней, передадим характер носогубных складок, подчеркнем очертания носа, подбородка и углы ветвей нижней челюсти. Используя светотеневую передачу объема и приемы тушевки, придадим оконтурованным формам лица объемную форму. Затеним височные впадины, выделим легкими тенями и бликами надбровные дуги. Предадим морщинам объемную форму, - высветлив их с одной стороны (обычно сверху, так как свет более сильно падает в театре сверху) и слеuка стушевав с линией, изображающей теневую часть морщинки. Затемним глазные впадины, верхние веки глав подведем белилами, чтобы создать этим впечатление седых ресниц; также подведем и брови (если провести белилами против направления роста волос на бровях, они примут характер поседевших и несколько нависающих). Нижнее веко очертим красноватой краской, чтобы придать несколько воспаленный старческий вид главу, высветлим мешок под глазом и морщинки у наружного угла глаз. Высветлим выступ скуловой дуги, соответственно подтушевав впадину под ней. Придадим объемный характер носогубной складке. Выявим рельефы носа, костный его состав и ноздри. Затемним верхнюю губу, чтобы создать впечатление как бы ввалившейся благодаря отсутствию зубов; чтобы получить впечатление выпавших зубов, их закрашивают черным спиртовым лаком, предварительно насухо вытерев зубы. Можно закрасить и гримировальной краской; чтобы краска при этом быстро не слезла, сверху зубы покрываются сандарачным театральным лаком (лак снимается спиртом или одеколоном). Нижнюю губу передадим несколько отвислой, что передает тушевка от опущенных углов рта и блик на выступающей средней части губы. Подтушуем подбородок, передавая характерную его форму, и выделим ветви нижней челюсти, обратив внимание на выступы, образуемые по краям щек жевательной мышцей. Последовательность выполнения схемы см. таблицы XVI, XVII.

Читайте также: