Северные слова и выражения

Обновлено: 22.11.2024

Из книги «Словарь областного Архангельского наречия», А.О.Подвысоцкий, 1885г.
_________________________________________________________________________________________

Абрамка, абрашка — не достигший годового возраста морженок.

Авачуга — см. Вачеги.

Аврын — растение болотная ряска (Lemna).

Аглечкой — Англичанин и вообще Англичане. Баяли, Аглечкой и в нашу задвённую сторону сбирался.

Адова, адовень — см. Адожной.

Адожной — (ругат. от слова: ад) проклятый, злой, коварный. Отсюда обозначающие человека таких качеств существительные: адова, адовень.

Ажгу — прочь, долой с дороги.

Ажно — так что, так что даже. Уж, так-то робила ажно испереселась. см. По пристрашному, Тырайдать, Фуркоток, Язык (2).

Азям, азян — 1) см. Пониток. 2) Надеваемая поверх полушубка длинная, в роде армяка, одежда из сукманины. 3) Короткий до колен зипун из грубого белого сукна, надеваемый лесниками и охотниками поверх шерстяной рубахи или полушубка.

Алажка, алажна, алаж — покрытое толстым слоем песку или земли место на палубе носовой части судна, на котором раскладывают огонь для приготовление пищи.

Алака — десна, десны.

Алак, алок, алык, аляк — надеваемая на шею оленя в упряжи шлея, к которой прикрепляется сса.

Алапера — верхняя под шерстью на шкуре моржа и белухи кожица в виде сетчатой перепонки. Предварительно дубление шкур, их кладут на некоторое время одна на другую, при чем алапера, вместе с находящимися на ней волосиками, отопревает.

Алейка, утка алейка — один из видов дикой утки (Anas rutиlиa), водящейся на озерах и реках в лесных местностях Кемского уезда и Кольского полуострова; она устраивает себе гнезда, несет яйца (по словам местных жителей, четыре раза в лето) и высиживает их в дуплах прибрежных деревьев, откуда переносит их в клюве на озеро или реку. Крестьяне пользуются способностью алейки часто нестись: развешивают на длинных шестах по деревьям ящики или корзины, в которых недогадливая птица устраивает гнезда, и в продолжение лета выбирают оттуда яйца.

Алибо — или, либо.

Алырник — (ругат.) плут, мошенник.

Ально — так что, так что даже, см. Парусить.

Аминь — выражение: отдавать аминь: у староверов каждый приходящий в дом чужой из их же согласие человек приветствует хозяина словами: Господи Исусе Христе Боже наш, помилуй нас, - на что хозяин отвечает: аминь, т.е. отдает аминь.

Ангельская душа — см. Богоданная (3).

Андозёра — жители деревни Андозерской (в 10 верстах от г.Онеги, при озере того же название). О них поговорка: Андозёра хайдуки — нет ни хлеба, ни муки (в виде насмешки, что они мало занимаются хлебопашеством и питаются только рыбою из своего озера).

Андрей — поговорка: Андрей бесил, да и голову повесил (о рискованных предприятиях).

Андрец — сарай для хранение соломы и мякины.

Нравится Показать список оценивших

Араушко — прозвище, даваемое отправляющимся ежегодно для сплава барок крестьянам Шенкурского уезда. В Пинежском уезде названием араушко обозначают недалекого, глуповатого человека.

Аргыш, арьюш, рьюш — (по обяснению А.И.Шренка, слово Зырянское Чудского происхождение) — обоз из нескольких десятков и более саней, запряженных оленями и привязанных одни за другими. Самоеды перевозят аргышом в Русские и Зырянские селение свою рыбную и звериную добычу. езда эта называется ехать аргышом, арьюшом, аргышами, арьюшами (в смысле: торговый караван, слово аргыш встречается в грамоте 1536 года царя Иоанна Грозного к одному Ногайскому князю, - где говорится: «мы с вами в крепкой дружбе хотим быть, и послы бы и гостины аргыши ходили на обе стороны без всякие зацепки»). Рьюш у них длинен, без мала на версту растянулся.

Арестега, аростега, оростега, оростига, оростяга — 1) длинная хворостина, которою погоняют ездовых оленей. 2) тонкая, около аршина с четвертью длины и с гусиное перо толщиною, веревка с удяным крючком на конце, а верхним концом привязываемая к ярусу. Арестеги, которых бывает до 4000 в ярусе, привязываются на расстоянии двух петель между собою. см. ярус, Петля. Особого рода арестеги употребляются и при ловле рыбы на леску. см. Леска.

Армяк — крестьянский кафтан без боров.

Архангельской город — см. Город.

Арча — (слово Лопарское) прогоны, денежная плата за езду на оленях.

Арчак — повозчик при оленях.

Аршинница — бочка в аршин вышины и в поперечнике, вместимостью 15-20 пудов, употребляемая в местностях по р.Печоре для укладки соленой семги.

Арешник — мелкий округленный волною камень на побережьях Белого моря.

Асей — так называют судорабочие в Соломбальской гавани г.Архангельска устроенные близ гавани кухни для иностранных матросов (от английского выражения: «I say» - эй, слышь ты, - которое часто слышат от английских матросов).

Атва — один из видов чайки на побережьях Белого моря, появление которой предвещает бурю. Отсюда поговорка: атва белью найдет — бухмарь беть наведет.

А то — восклицание в роде: ну вот, да что-ж это. А то прости Господи, привязался ка Кольский солдат. Такое же выражение и в Польском языке

Аття — ободрительное восклицание к детям, когда они приучаются ходить: аття, аття, нуткосе да нуткосе маленько, христоданной.

Аюкла — (по всему вероятию, слово Лопарское или Корельское) — воображаемое суеверами пугало в роде лешого (к поверью между Лопарями и Корелами). Этим же словом, в виде ругательства, обзывают русские крестьяне Лопарей и Корелов, которых, особенно последних, подозревают в сношениех с нечистой силой.

Аюша — см. Аюшить.

Аюшить — вертеть что-либо кругом, вокруг. Отсюда: аюшиться — вертеться кругом на одном месте; аюша (морск.) - шкив, блок на верху мачты, посредством которого подымают флаг. В переносном смысле аюшить, аюшиться — колебаться, не решаться, вилять.

Нравится Показать список оценивших

Баба — 1) пословица: какова баба, такова и слава. У Поморов поверье, что если задует благоприятный ветер и затем вдруг настанет штиль, безветрие, то это оттого, что в ту пору, как заводилось поветерье, старая баба помирала. см. Жонка, Плешивой. 2) баба, бабы — треног с железным на верху шпилем, на который насаживают воробы.

Баба малица — см. Малица.

Бабий угол — отделяемое перегородкою или занавескою место в крестьянской избе, за печью, у воронца. см. Зарученье.

Бабий пол — женский пол.

Бабка — 1) скамья для гребцов на шняке. 2) см. Суслон. 3) см. Опруга.

Бабка немецка — ученая (не самоучка) повивальная бабка.

Бабушка — детская игрушка; в переносном смысле: безделица, мелочь, ничего не стоящая вещь. Ублажили его зельем, так и новой карбас и всю снасть промысловую променял на каки-то бабушки (одеяло из разноцветных лоскутков).

Бабьяк — см. Деуля.

Баглень — яма после вырванного буреломом дерева с корнем.

Баглить — мостить бревнами дорогу на раде.

Багля — вымощенная бревнами дорога на раде.

Багренец — проглатываемый в виде лекарства лед в мелких кусочках.

Багрень — прорубленное во льду русло для проводки судна.

Багульник, багно, богон, багунник, багунняк, багун — под этими названиями известны в народе пять растений: клоповник (Ledum palustre), пьянишник боровой (Rhododendron Dauricum), тундрица или болотная былина (Andromeda), болотник или пьяная трава (Polyfolia) и болотный багун (Calyculata).

Багульной — острый на вкус, терпкий, одуряющий, ядовитый.

Багулить — ядовито действовать.

Багуля — ядовитый гриб.

Бадня — подгнивший коряжник; также: подмытое, свалившееся в воду дерево.

Бадовяк — старинный межевой знак; также: усохшее, служившее межевым знаком дерево. По старинному поверью, под каждым бадовяком находится полетье (клад).

Бадог — см. Батог.

Бадражно — см. Бадражной.

Бадражной — 1) страшный, чудный, не понятный. Отсюда того же значение наречие: бадражно. Уж так-то миру бадражно стало с той подеи. 2) затейливый, неспокойный.

Бадрянка — растение дягиль аптечный (Angelica Archangelica).

Баенка — см. Байна.

Баенная нечисть — см. Байна (2).

Баенник — см. Байна (3).

Баенной — см. Байна (2).

Нравится Показать список оценивших

Бажать — (наст. вр.: бажаю). 1) искренно, сердечно любить. 2) усильно просить, ублажать (этого значение и в Малорос. языке слово: бажать).

Баженой, боженой — милый, сердечный. Ах ты мне бажена моя.

Баженье — любовь, расположение.

Баженин — известный, взысканный милостями Петра Великого кораблестроитель в Архангельске. Вероятно, по преданию о почете, каким пользовался он у местных жителей, в г.Холмогорах до сих пор употребительна поговорка: словно Баженин в гостях (говорят, если у кого-либо большое освещение в доме).

Базанить — реветь, кричать, горланить. Што с ей поделалось с нашей коровушкой, весь день базанит.

Базан — плакса, крикун.

Базар — сборище, гнездилище, обыкновенно в несметном числе, чаек и других морских птиц на скалистых, высящихся уступами берегах Северного океана. По всему вероятию, название это происходит от того, что крик множества птиц напоминает гул от смешанного людского говора на базарах.

Байбара — бесценок, дешевизна. Говорят: купил за байбару — задаром.

Байга— туман, мгла. Порато заволокло нас, скрозь байгу и огней-то не стало видно.

Байкать — убаюкивать дитя.

Байна — (уменьш. баенка) баня. В Онеж. уезде поговорка: байна горит — Москва горит (у бедного если баня только сгорит, то беда не менее того, как от пожара Москвы в 1812г.). От слова байна: 1) байник, байнушко — обитающий, будто бы, в банях дух в роде домового (в жен.р. байниха, также: обдериха); говорят: обдериха виновата, коли после бани прикинется болячка; в некоторых местностях крестьяне не ходят в третий пар в баню, оставляя его байнушке, для которого даже приготовляют воду и веники; также благодарят байнушку при выходе из бани (спасибо те байнушко на парной баенке); опасаются, наконец, стучать и кричать в бане (а то байнушко не взлюбит и беды наделает — задавит). 2) баенной, байной — банный. Баенная нечисть — болезнь, будто бы, напускаемая баенным, от которой могут излечивать только знающиеся с нечистой силой знахари, посредством оберега (вот один из них: вставал благословясь и пошел перекрестясь из избы дверьми, со двора воротьми, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая шалга, на той шалге трава не растет и цветы не цветут, и также у раба Божие N не было бы ни чирея, ни вереда, ни баенной нечисти). 3) баенник, байник (также: мякушка, мякуша, свадебная коврига) — а) приготовляемый к свадьбе чистый ржаной, без примеси ячменной муки, хлеб, зашиваемый накануне девичника в скатерть, вместе с двумя пшеничными калачами, столовой чашей, миской, солонкой с солью и двумя новыми, не бывшими в употреблении ложками; все эти предметы зашиваются в бане, в то время, когда невеста, выпарившись с своими подругами, отдыхает, - а расшиваются на утро после венчанья, после того, как молодые побывают в бане; б) хлеб, которым мать невесты благословляет отъезжающих к венцу жениха и невесту (см. Красованье), после чего отвозят его в церковь, где, в продолжение венчанья, должен он стоять у крылоса; в) каравай из пшеничной муки, с солонкой на верху и двумя по сторонам рыбными пирогами, - подаваемый на стол при большом рукобитье, см. Красованье.

Читайте также: