С дона выдачи нет значение выражения
Обновлено: 04.11.2024
"С Дону выдачи нет" - известный принцип Донского казачества, который так раздражал в свое время официальную власть. Многие "беглые" находили на Дону свое пристанище и вливались в дружную казачью семью.
Это сегодня казачество так рьяно отстаивает "семейные ценности", "традиционные ценности" и поддерживает официальную власть. До 1671 года, когда Донские казаки присягнули на верность русскому царю, жизнь здесь протекала по совсем другим нормам. Особенно интересно наблюдать за развитием "института брака".
Вот что пишет профессор Небратенко Г.Г . в работе " Институт семьи в обычном праве Донских казаков XVI-начало XXв ."
Рассматриваемый институт обычного права в традиционном обществе донского казачества воплощался в трех основных формах: "групповая семья", "парная семья" и "патриархальная семья".
Все дело в том, что жизнь казаков на тот момент была далеко "не сладкой". Во-первых постоянные походы, во-вторых опасность, которая подстерегала на каждом шагу. Вот цитата из той же работы:
"Групповая семья", встречающаяся на Нижнем Дону XVI веке носила латентный характер. В сложившихся условиях казаки не имели возможности вступать в парный брак.
Тюркские народы сами постоянно совершали набеги на казаков и уводили женщин. Специфика жизни заставляла казачество не иметь ничего своего. Они строили своеобразные коммуны (сумы), где все было общим. Дети тоже принадлежали всей суме. Да и определить отцовство часто просто не представлялось возможным.
Самой большой проблемой был недостаток женского пола в целом. Что и привело в конечном итоге к "многомужеству". Женщин захватывали у других племен совершая набеги на татар, калмыков и турок, однако недостаток сохранился даже после перехода к "традиционной семье".
Евгений Лансере, картина. Донские казаки - фуражиры Евгений Лансере, картина. Донские казаки - фуражирыПовсеместный переход казачества к "парной семье" произошел в течение XVII в. что стало следствием окончательного закрепления казаков на Нижнем Дону. Впрочем "парная семья" была слишком слаба и неустойчива, чтобы вызывать потребность в крупном домашнем хозяйстве ( Г.Г Небратенко. Проблемы теории и истории права и государства )
Впрочем то, что получилось тоже нельзя однозначно назвать "парной традиционной семьей". Казак, если хотел жениться, то приводил невесту на "майдан" и спрашивал у всех разрешения взять ее в жены. Обычно казак получал такое разрешение без каких-либо проволочек.
Развод же и вовсе мог быть инициирован только с мужской стороны:
Если кому жена была уже не мила и неугодна. менять, продавать и даром отдавать мог водя по улицам и крича "кому люба? кому надобна? Она мне гожа была, работяща и домовита. Бери кому надобна! Краснов Петр Николаевич - История Войска Донского Картины Былого Тихого Дона
Новый муж так же получал одобрение у майдана. Дети уходили с матерью в новую семью и все обязанности по их содержанию ложились на плечи мужчины.
Как сказано выше, лишь после того, как Донское Войско официально присягнуло царю в его уклад и быт стали все больше проникать принципы "традиционности", как мы понимаем ее сегодня. Появился обычай сватать невест, казаки помнили свою родословную, стали обзаводится хозяйством и переходить к мирной жизни.
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Тарас Бульба. Николай Васильевич Гоголь.
В общем история казачества и так называемых "традиционных ценностей" очень уж сложная. И поборникам этих самых ценностей стоит задуматься, а так ли уж их взгляды "традиционны". Ведь до них были совсем иные нравы, которые определенно более "традиционны".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.
Читайте также: