Рефлексия прием фразеологизм или пословица

Обновлено: 04.11.2024

Формирование у младших школьников навыков рефлексивно – оценочной деятельности – одно из требований современных образовательных стандартов. Чтобы дети действительно научились разного рода рефлексии, необходима систематическая, ежедневная работа на уроке. Это не всегда возможно в связи с информационной перегруженностью уроков. Очень эффективным приемом организации рефлексии настроения, деятельности, содержания материала является включение в данный вид работы предметного содержания. Как один из способов формирования рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка я использую работу с фразеологизмами.

Использовать устойчивые словосочетания для организации рефлексии на уроке возможно лишь тогда, когда дети уже научились отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний. На уроках я организую рефлексию трёх видов: рефлексию настроения учеников, рефлексию их учебной деятельности, рефлексию содержания учебного материала. С этой целью мною подобраны фразеологизмы, которые по своему лексическому значению характеризуют настроение (эмоциональное состояние) человека, характер деятельности или качество усвоения (понимания) учебного материала.

1. Фразеологизмы настроения и эмоционального состояния.

На седьмом небе от счастья –глубокое удовлетворение.

Волосы встали дыбом – состояние страха, ужаса.

Как в воду опущенный – грустный.

Вступить в строй – начать действовать, готовность к работе.

Взять себя в руки – сосредоточиться, успокоиться.

Пройти сквозь огонь и воду – преодолеть испытания.

Не находить себе место – беспокоиться, тревожиться.

Повесить нос – загрустить, расстроиться.

Вырасти в своих глазах- приобрести уважение, признание.

Для работы над лексическим значением фразеологизмов можно использовать разнообразные приёмы.

Соотнести фразеологизм с его значением

Найти третий «лишний» фразеологизм

Соотнести фразеологизм с его иллюстрацией

Найти фразеологизмы – синонимы

Найти фразеологизмы –антонимы

Угадать фразеологизм по иллюстрации

После работы над лексическим значением фразеологизмов эмоционального состояния, можно проводить рефлексию настроения (в начале или в конце урока). Возможны два способа такой рефлексии. Первый - когда детям необходимо определить своё эмоциональное состояние и выбрать кнопку с соответствующим фразеологизмом:

Готов своротить горы

Готов взять себя в руки

Как в воду опущенный.

Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по рисунку определить его лексическое значение:

Читайте также: