Рефлексия прием фразеологизм или пословица
Обновлено: 04.11.2024
Формирование у младших школьников навыков рефлексивно – оценочной деятельности – одно из требований современных образовательных стандартов. Чтобы дети действительно научились разного рода рефлексии, необходима систематическая, ежедневная работа на уроке. Это не всегда возможно в связи с информационной перегруженностью уроков. Очень эффективным приемом организации рефлексии настроения, деятельности, содержания материала является включение в данный вид работы предметного содержания. Как один из способов формирования рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка я использую работу с фразеологизмами.
Использовать устойчивые словосочетания для организации рефлексии на уроке возможно лишь тогда, когда дети уже научились отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний. На уроках я организую рефлексию трёх видов: рефлексию настроения учеников, рефлексию их учебной деятельности, рефлексию содержания учебного материала. С этой целью мною подобраны фразеологизмы, которые по своему лексическому значению характеризуют настроение (эмоциональное состояние) человека, характер деятельности или качество усвоения (понимания) учебного материала.
1. Фразеологизмы настроения и эмоционального состояния.
На седьмом небе от счастья –глубокое удовлетворение.
Волосы встали дыбом – состояние страха, ужаса.
Как в воду опущенный – грустный.
Вступить в строй – начать действовать, готовность к работе.
Взять себя в руки – сосредоточиться, успокоиться.
Пройти сквозь огонь и воду – преодолеть испытания.
Не находить себе место – беспокоиться, тревожиться.
Повесить нос – загрустить, расстроиться.
Вырасти в своих глазах- приобрести уважение, признание.
Для работы над лексическим значением фразеологизмов можно использовать разнообразные приёмы.
Соотнести фразеологизм с его значением
Найти третий «лишний» фразеологизм
Соотнести фразеологизм с его иллюстрацией
Найти фразеологизмы – синонимы
Найти фразеологизмы –антонимы
Угадать фразеологизм по иллюстрации
После работы над лексическим значением фразеологизмов эмоционального состояния, можно проводить рефлексию настроения (в начале или в конце урока). Возможны два способа такой рефлексии. Первый - когда детям необходимо определить своё эмоциональное состояние и выбрать кнопку с соответствующим фразеологизмом:
Готов своротить горы
Готов взять себя в руки
Как в воду опущенный.
Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по рисунку определить его лексическое значение:
Читайте также: