Референдум является выражением демократии

Обновлено: 27.09.2024

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шабанов Х. М.

Конституционно-правовая природа института референдума Институт непосредственной демократии в системе Российской государственности Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории Основные конституционные гарантии референдума как высшей формы выражения власти народа Институт референдума в ряде стран Восточной Европы и России: сравнительный анализ i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Референдум как форма осуществления непосредственной демократии: вопросы теории и практики»

РЕФЕРЕНДУМ КАК ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Шабанов Х.М. — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

В статье рассматриваются характерные черты непосредственной демократии, а также институт референдума как важнейший институт народовластия.

Ключевые слова: референдум, демократия, конституция, суверенитет, правовое

государство, государственная власть.

REFERENDUM AS THE FORM OF REALIZATION OF DIRECT DEMOCRACY: THEORY AND PRACTICE QUESTIONS

Shabanov H.M. - the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of the constitutional and municipal law of Daghestan state university

The article covers the characteristic features of direct democracy, and also referendum institute as the major institute of democracy is considered.

Key words: referendum, democracy, constitution, sovereignty, lawful state, government.

современного общества, формирование в России правового государства обуславливают развитие народовластия, совершенствование форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации провозгласила носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Свою власть он реализует непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Референдум как важнейший институт народовластия имеет определяющее значение для современного российского

конституционализма, определения направления развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов. Государственная власть и местное

самоуправление функционируют устойчиво и эффективно лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований путем

В условиях фактически свободного депутатского мандата референдум должен обеспечивать защиту граждан от произвола властей, являться своеобразным

сдерживающим фактором. И основной упор должен делаться на углубление содержания и обеспечение реализации права граждан на референдум.

Исторически первой возникла непосредственная демократия, демократия называется прямой, или непосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества.

Определение Российской Федерации в Конституции 1993 г. как демократического

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2011. №1.

государства основывается, прежде всего, на признании народа источником власти (греч. demokratia - «демократия», бук.:

«народовластие» от demos - «народ» и kratos -«власть»). Демократизм государства находит также выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами [2, с.3]. Его сущность характеризуется пониманием народовластия как единого процесса формирования воли народа и ее практического осуществления, как единства экономической, политической и духовно-нравственной власти народа и механизмов их реализации, как распоряжение народа своей свободой без ущерба свободе составляющих его социальных групп [6, с.17].

Конституция РФ провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России, признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, выдвигая на первое место непосредственное осуществление власти народом, а высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ст.3). Конституционное право граждан РФ на участие в управлении государством реализуется в двух формах демократии: непосредственной и

Согласно Конституции РФ 1993 г. народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3); представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание парламент РФ (ст. 94): органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Парламент единственный официальный орган народного представительства на общегосударственном уровне. Универсальность такого представительства, конечно,

относительная, поскольку нацию, народ «представляют» избиратели, т.е. только граждане, которые имеют и реализуют конституционное право избирать и быть избранными. Избиратели не все население, но они есть конституционно определенная и

политически правоспособная и дееспособная его часть, наиболее зрелая в гражданском и политическом смысле для выполнения столь весомой функции как формирование

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

парламента [3, с.10].

На условность народного

представительства указывает и В.В. Комарова: «Представительство народа понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом и депутаты не являлись одновременно

представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но его партийную принадлежность, ориентир па ту или иную предвыборную программу» [2, с.45].

Не слишком меняет ситуацию и формирование парламента либо его части по партийным спискам. При таком избрании «изнанка демократии» проявляется еще ярче: политическая практика выборов

Государственной думы последних двух созывов показывает, что из лидеров, как федерального, так и регионального списка кандидатов, депутатами становятся немногие.

Представляется, что парламент существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. При несоответствии действительной воли

представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно решения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемою президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В новейшей литературе также можно встретить попытки определить понятие непосредственной демократии.

Наиболее распространенным в России, согласно выводу Л.Л. Нудненко, сделанному на основе результатов социологического исследования, стало понимание

непосредственной демократии как принятия решений большинством при обязательном

гарантировании прав культурных, этнических, конфессиональных и других меньшинств выражать собственные интересы [5, с.19].

Более полным, на наш взгляд, является определение В.В. Комаровой:

«Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти,

правомочными и выражающими их суверенитет путем непосредственно властного

волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении» [2, с.7].

В научной литературе характерными чертами непосредственной демократии

а) прямое волеизъявление граждан, которое не опосредуется какими-либо органами;

б) совпадение субъекта (источника) воли и субъекта выражения воли;

в) особый круг субъектов политических отношений, субъектов права ее осуществления;

г) участие граждан в принятии

решений, в осуществлении власти от своего имени; право на непосредственное

правоспособному лицу на основании гражданства, достижения определенного возраста и проживания на соответствующей территории членства в трудовом коллективе, общественной организации;

д) посредством институтов прямой демократии в принятии решений могут участвовать все правоспособные лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении.

Кроме перечисленных свойств, по мнению В.В. Комаровой, время предопределило новый признак непосредственной демократии -сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивную функцию в системе социального управления,

сконструированную на принципах

представительного правления и народного суверенитета.

Несмотря на то, что разработкой и анализом этой проблемы занимались многие отечественные ученые-государствоведы,

необходимо отметить, что в науке нет единства по поводу того, что относить к формам непосредственной демократии. Каждый из них по-своему определяет перечень форм волеизъявления народа, относящийся к институту непосредственной демократии.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время понятие «референдум» прочно вошло в нашу жизнь, и в первую очередь это связано с расширением демократических прав и свобод граждан. После состоявшегося 17.03.1991 г. первого и последнего союзного референдума по вопросу о сохранении Союза ССР по март 2000 года было проведено свыше 40 референдумов разного уровня (всероссийские, республиканские, краевые, областные, местные) по самым разнообразным вопросам - от введения поста президента до строительства объектов ядерной энергетики [1].

В условиях развития практики проведения всероссийских, региональных и местных референдумов научный интерес к этому институту резко вырос [4, с.3].

1. Законодательные (представительные)

органы власти Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы // Информ.-метод. бюл. 2000. Вып. 2(16).

2. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. - М., 1998.

3. Котелевская И.В. Современный парламент// Государство и право. 1997. №3.

4. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн. Моск. унта. Сер. 11. Право. 1991. №6.

5. Нудненко Л. А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (проблемы теории и практики): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. - М., 2001.

6. Шапсугов Д.Ю. Народовластие (история концепции и современность). - М., 1991.

Читайте также: