Референдум как непосредственное выражение власти народа

Обновлено: 04.11.2024

Выборы — наиболее распространенный и очень важный, но не единственный путь выявления мнения и воли избирателей, народа. Для этого в различных странах более или менее широко используются и такие формы, как референдум, или плебисцит, всенародный опрос и всенародное обсуждение. При всей близости этих форм народного во­леизъявления, надо видеть и различие между ними.

Референдум. Конституция РФ (ч. 3 ст. 3) устанавливает, что, на­ряду со свободными выборами, высшим непосредственным выражени­ем власти народа является и референдум. Согласно Федеральному кон­ституционному закону «О референдуме Российской Федерации», референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам го­сударственного значения. На референдум в обязательном порядке вы­носится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если такое реше­ние примет Конституционное Собрание.

Назначение референдума РФ происходит по инициативе, во-пер­вых, не менее чем двух миллионов граждан, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживает не более 10 процентов из них; и, во-вторых, Конституционного Собрания в слу­чае принятия решения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции РФ. Право назначения референдума РФ принадлежит Президенту РФ, которому предварительно (в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов) Центральная избиратель­ная комиссия РФ направляет поступившие к ней материалы со своим заключением. В течение 10 дней со дня поступления к нему документов Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией РФ. Кон­ституционный Суд РФ в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, подлежащее немедленному опубликова­нию. При отрицательном решении все дальнейшие процедуры по дан­ному вопросу прекращаются. При положительном решении Конститу­ционного Суда Президент РФ обязан назначить референдум не позд­нее 15 дней со дня поступления к нему указанного решения. Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяется дата его проведения — один из выходных дней в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Правом участия в референдуме РФ обладает каждый гражданин РФ, достигший на день его проведения 18 лет и обладающий активным избирательным правом. Федеральный конституционный закон «О ре­ферендуме Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основ­ных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантирует это право и устанавли­вает общие с выборами принципиальные основы организации и прове­дения референдума. Закрепляется свобода участия в референдуме, добровольность и тайность голосования, всеобщее, равное и прямое избирательное право, обладание каждым участником референдума одним голосом, гласность и участие общественности при проведении голосования и подсчете голосов. Порядок организации и проведения референдума во многом совпадает с порядком организации и проведе­ния соответствующих выборов

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей террито­рии РФ, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум РФ не может про­водиться в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с той же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Референдумы в РФ могут прово­диться и в масштабах субъекта РФ, и на местном уровне. В первом случае на референдум могут выноситься вопросы, находящиеся в веде­нии субъектов РФ, а во втором — вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления.

Не могут выноситься на референдум вопросы: а) об изменении статуса субъектов РФ; б) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Со­вета Федерации и Государственной Думы, а равно проведение досроч­ных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); в) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств госу­дарства; г) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; д) о принятии чрезвычай­ных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; е) об амнистии и помиловании.

Читайте также: