Речь дикого кишит грубыми выражениями
Обновлено: 04.11.2024
14.05.2020
Факультатив по русскому языку 11 класс.
Тема. Лексическая и грамматическая синонимия в русском языке
Орфоэпическая разминка.
Прочитайте слова, правильно ставя ударения.
СозЫв, Отзыв (посла), добелА, оптОвый, тубдиспансЕр, создАвший, каталОг, начАв, тОрты, аэропортЫ, обострЁнный, бАнты, начАть, досУг, пОняла, укрАла, клАла, звонИт, прИняли, сливОвый (сок), квартАл, мЕстностей, ободрИть, принУдить, нОвостей, произвЕден, зАгодя, некролОг, облилАсь, началА, позвонИм, опОшлить, вручИт, вклЮчит.
Работа над темой урока.
)– Посмотрите еще раз на тему нашего урока (ее первую часть). Определите ключевое слово? (Синонимия).
– Как вы его понимаете? (Синонимы – слова, сходные по значению, а синонимия – это процесс).
– А что может являться синонимами? (Слова, словосочетания, фразеологические обороты: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, разругаться вдрызг – сильно поссориться).
– А какое второе ключевое слово нашей темы? (Синтаксическая).
– Делаем вывод, что и предложения могут быть синонимами.
Выполните устно следующие задания (смотрите комментарии к заданиям)
1. К данным словосочетаниям подберите синонимы.
Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.
2. Сравните два отрывка
1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)
– Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).
– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи.
3. Существует еще один тип синонимии. Посмотрите на предложения, записанные на доске):
Экзамены, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня. Ср: Экзамены, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня. Начавшись в начале мая, экзамены продлятся до конца июня. Или Экзамены начались в начале мая и продлятся до конца июня.
– Чем отличаются эти предложения? О какой синонимии мы можем сказать, глядя на эти предложения? (О синонимии между придаточной частью сложного предложения и причастным (или деепричастным) оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми).
Ответьте на вопросы:
- Какие существуют виды синонимии?
– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
Людмила Маркина запись закреплена
jpg 66 КБ jpg 114 КБ 256 КБ 461 КБ 571 КБ 20 КБ 165 КБ 264 КБ Нравится Показать список оценившихЛюдмила Маркина запись закреплена
13.05.2020
Литература 11 класс
Тема. Особенности развития литературы на рубеже XX-XXI вв.
Ход урока
Показать полностью.
Прочитайте материал презентации «Литература конца 20 - начала 21 в. в.» (документ в сообществе).
Выучите материал слайдов 12-15. (Литература конца 20 - начала 21 вв. Характерные черты современной литературы.)
Поработайте над материалом документа «Литературные направления». Определите основные признаки литературных направлений 20-21 века.
Просмотрите материал слайдов, выучите объяснение понятия «симулякр».
Подумайте, была ли актуальной тема «маленького человека» в прозе советского времени?
Читайте также: