Размышление на тему звучащие картины почему существует такое выражение
Обновлено: 22.12.2024
Цель: дать обучающимся представление о клавишном и струнном инструменте клавесине .
Задачи: познакомить обучающихся с историей возникновения музыкального инструмента: клавесина;
выучить песню «Мой старый, добрый клавесин»;
развивать музыкальность и музыкальное воображение с помощью музыкальных инструментов;
воспитывать любовь и интерес к музыке и музыкальным инструментам.
Оборудование : И.Д., компьютер с акустическими колонками, мультимедийная установка, экран.
Музыкальный материал: Прелюдия И.Бах Видео выступление клавесиниста, кадр из мультфильма «Бременские музыканты»
Организационная часть урока: Звучит попевка «Здравствуйте ребята». Здравствуйте, ребята! (взрослый) -Здравствуйте! (дети)
- Как ваше настроение? (взрослый) -Очень хорошо! (дети)
-Пора нам заниматься! (взрослый) -Да-да-да! (дети)
-Мы будем все стараться! (взрослый) -Так же, как всегда! (дети)
ПРИПЕВ: знанья получать И песни распевать вместе: взрослый, дети)
Прошу, ребята вас, Активней отвечать !( взрослый)
Совершенно верно, но поможет нам в этом настоящее .
Задание : отгадайте загадку и определите у кого данный муз.инструмент.( у ребят карточки с музыкальными инструментами)
1.Звенит струна, поет она, И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем.. гитара
2.Три струны, играет звонко Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка, Что же это? Балалайка
6. Мама как-то мне сказала, Что её бабуля Марфа,
Очень здорово играл И на домре, и на… ( Арфе
7. Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили Им большое… ( Пианино)
На какие группы вы бы разделили эти муз инструм? (струнные и клавишные)
Дети раскладывают картинки по группам.( на доске).
Струнные и нструменты можно разделить на : смычковые (скрипка +контрабас), щипковые --перебираем пальчиками, у гитары –пластинкой –плектром, балабайка –указ пальцем,
Пианино +орган – клавишные .. Но пианино –струнно- клавишный, а орган --клавишно –духовой. Что вы скажите про пианино ? У него есть клавиши белые и черные; есть две педали (одна из них звук удлиняет, а другая его укорачивает ).
Нам пригодится всё, что мы вспомнили.
Ф/м: На пианино поиграем, на контрабасе мы смычком тихо проведём.
Скрипки дружно вступят в ряд. Балалайки зазвенят.
Девочки – арфа прозвучит. (мальчики) И гираты мягкий звук - поласкают слух.
Новый материал: Вдохнули –выдохнули. Глаза закрыли. Слушаем музыку
И думаем к какой группе инструментов можно отнести этот муз. инструмент(ответы детей)
Смотрим презентацию. Что за муз. Инструмент?
1сл: Картинка клавесина(дети не знают названия. На столах разрезные слоги: кла –ве-син) Соберём название музыкального инструмента . Прочитаем хором название.
К какой группе инструментов отнесём клавесин.? Почему?
2слайд Клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Известен с 16 в. До наших дней сохранился старейший инструмент итальянской работы . Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса.( Фото дерева )
Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый), громкий .Изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. НА самых первых клавесинах использовали жильные струны, в 17 века – металлические.
3слайд: Для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами, которые располагались террасообразно одна над другой, (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше). с регистровыми переключателями. Для удвоения басов и изменения тембровой окраски крышка клавесина имела треугольную крыловидную форму. В Германии изготавливали клавесин с 3 клавиатурами и с регистрами от 2 до 16преключателей.
Как вы думаете, кто играл на нём в прошлом далёком? Девушки. 4Слайд
5 слайд: композиторы… Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесинистом (на доске клавесинист читаем хором)
Межпромежуточный итог: О каком новом муз.инструм.узнали? К каким муз.инструм он относится?(на доске :клавишно –струнный) Как называют музыканта….
Ф.М Чтоб дальше продолжить заниматься, Пришло время нам размяться.
(Дети выполняют это упражнения, сидя на стуле)
Мы сидели и писали (читали, рисовали),
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну, как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро – быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
6-7 слайд :подумайте .кому он может быть прородителем. Это прородитель пианино ,а потом рояля. –слайд .
8 сл : слушаем и смотрим видео: Клавесин – превосходный ансамблевый инструмент. Он уступает фортепиано в силе и динамике, но имеет свои преимущества: бóльшую ясность тона, ритмическую четкость и прекрасную сочетаемость с другими инструментами .Прилюдия И.Баха
9сл Вы знаете героиню одно мультфильма. Где это было её основным занятием. Кадр из мультика. Гладков сочинил песни для этого мультфильма.
10сл Про старый, добрый клавесин создана песня. Послушайте её. Что привлекло ваше внимание?
Подготовка к пению:
1.Разминаем губы : крестик, чистим языком.
2. "Жаба Квака"
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
3.Упражнение «Понюхай цветок», выдох на букву о или у, они делают наши губки округлыми.
а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.
б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
У .Вот мы немного подготовились к пению .
Слова раздать и петь..
VI . Итог:
У.: ом мы познакомились сегодня на уроке?
У.: К какому виду инструментов относятся клавесин?
На ваших столах лежат нотки двух цветов.
Если вы считаете, что полученные знания вам пригодятся, покажите красную нотку, если вы считаете, что эти знания вам не пригодятся, чёрный цветок.
Оцените себя (нотки справа)
Светит солнце на ле. Ду..ки и берё. ки радуются теплу. На каждой ве..ке маленькие листочки. Мы..ка ищёт жёлу..ь у дуба. У.. греется на солнце. Прилетели у..ки на пру.
Читайте также: