Расположите в порядке значимости следующие высказывания

Обновлено: 22.11.2024

Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Философ Сократ писал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Дружба, доброта, отзывчивость и порядочность – это человеческие качества, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание. Дружба является одним из вечно актуальных вопросов. В обществе, в котором мы с вами живём, постоянно происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, и такие качества как дружба и порядочность просто обесцениваются. Каждый ли человек умеет быть другом? Как показывает жизнь, далеко не всякий и не всегда, ведь до дружбы надо дорасти. Не сможет стать другом тот, кто самолюбив и хочет быть главным в дружбе, кто не придёт на помощь другу в беде. Другом не сможет стать и тот, кто не умеет искренне, без зависти радоваться успехам другого. Ведь истинная дружба проходит испытание не только горем, но и радостью. Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить не умеют. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечением виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимым занятием – компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Между тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками палитру их ощущений. Таким образом, считаю, что дружба – это важная часть нашей жизни. И знать, как её обрести и сохранить – это вопрос, ответ на который постараемся найти в ходе внеклассного мероприятия.

Целевая аудитория – обучающиеся 7 «б» класса.

Возраст детей – 12-13 лет.

Дата проведения классного часа – 12 октября 2020 г.

Место проведения – кабинет русского языка и литературы.

Время проведения – 13-30.

Форма проведения: беседа-дискуссия с элементами тематической игры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Цель: раскрыть сущность понятия «настоящая дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; показать важнейшую нравственную ценность и необходимость дружбы.

· содействовать формированию у обучающихся духовно-нравственных качеств: дружелюбие, честность, бескорыстие, порядочность, отзывчивость, взаимопонимание;

· формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, создать условия для формирования дружного коллектива ;

· формировать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;

· развивать у детей стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам;

· развивать навыки эффективного общения и повышения коммуникативной компетентности;

· способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, атмосферу взаимной симпатии и потребность в истинных дружеских отношениях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Осознание обучающимися важности и необходимости дружеских взаимоотношений, адекватное оценивание результатов своей деятельности и деятельности других; приобщение обучающихся к правилам хорошего тона и закрепление правил поведения культурного человека на практике.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Педагогические технологии:

· обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа);

· метод мотивации и формирования сознания;

· переключение на разные виды деятельности;

· метод контроля и самоконтроля

· индивидуальная, групповая и коллективная работа;

РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальное сопровождение.

Методическое обеспечение: презентация; импровизированный сайт знакомств (классная доска); цветные листочки для объявлений; карточки с «разорванными» пословицами; шаблоны ромашки; листочки для решения теста; памятки для детей и их родителей «Правила настоящей дружбы»; сигнальные карточки.

ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Пожалуйста, посмотрите на весёлые лица этих детей. Вам нравятся их улыбки?

- А с каким настроением вы сегодня пришли на наше мероприятие?

- Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось, послушайте песню, даже можете подпевать.

(Звучит песня «Дружба» (детская группа «Барбарики»)).

Ведущий: - О ком и о чём эта песня? (о друзьях и о дружбе)

2. Вводная часть. Объявление темы и цели мероприятия.

Ведущий: - На предыдущем классном часе мы с вами общались на тему: «Поговорим о дружбе», вы узнали толкование слов: знакомый, приятель, друг, товарищ, дружба. Из ваших сочинений-рассуждений «Что такое дружба» я узнала, что это очень ценное качество человека. И с егодня в этом кабинете присутствуют те, для кого дружба не пустой звук, те, кто верит своим друзьям и ждёт поддержки и взаимопонимания, но к сожалению, есть среди вас и те, кто ещё не нашёл друга, те, кому не на кого положиться в трудную минуту. Сегодня мы собрались, чтобы понять , какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни, какова ценность и необходимость дружбы. Очень надеюсь, что сегодня каждый из вас сделает маленькое открытие. И мы вместе докажем, что «Дружба – это чудо!»

(на слайде № 1 появляется тема мероприятия: «Дружба – это чудо!»)

3. Основная часть.

А) Разминка. Ритуал приветствия;

Ведущий: - А для начала давайте встанем в круг, посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем дружно хором: «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!» Это значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи и хорошего настроения.

- Займите, пожалуйста, свои места.

Б) Беседа о дружбе. «Мозговой штурм»;

Ведущий: - Итак, сегодня мы продолжим наш разговор о дружбе. Говорят, что «Друг – это одна душа, живущая в двух телах» и «Человек без друзей, что дерево без корней», что «Дружба – это любовь без крыльев», и что «В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба». В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумался над тем, что такое дружба, для чего она, в чём её сила и почему ею надо дорожить.

- А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаёте дружбе? Умеете ли вы дружить? (ответы детей)

- Послушайте интересные факты о дружбе:

Недавно американскими учёными был доказан факт того, что друзья нас согревают в прямом смысле этого слова. Те люди, которые вызывают у нас всплеск положительных и приятных эмоций, дают нам субъективное ощущение тепла. В ходе исследований выявлено следующее:

* У детей, чьи родители активно общаются с большим количеством людей и имеют много друзей, продолжительность жизни значительно больше, чем у тех детей, родители которых сторонятся людского общения.

* Учёными было доказано, что частое общение с друзьями повышает в организме уровень прогестерона, что активно способствует не только психологической разрядке, но и значительному снижению тревоги.

- А вот ещё один интересный факт о дружбе.

* Чем выше уровень образования человека, тем меньше он испытывает проблем в общении с другими людьми. По статистике каждый третий, кто не получил после школы никакого дополнительного образования, страдает от отсутствия друзей. А среди тех, кто окончил хотя бы один вуз, от недостатка друзей и общения страдает лишь каждый десятый.

* Учёные доказали, что недостаток общения негативно сказывается на здоровье. Люди, у которых небольшое количество друзей, намного больше подвержены возникновению усталости, депрессии и бессоннице.

* Около 90% пользователей социальных сетей уверены в том, что настоящая дружба возможна только в реальной жизни при наличии личных встреч и живого общения.

* В 2011 году был утверждён новый праздник – Международный день дружбы, который отмечается 30 июля.

Ведущий: - Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, прежде всего, необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Иногда нам кажется, что мы хорошо знаем друг друга. Но так ли это?

В) Игра «Знакомство-представление»;

- Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, в классном коллективе, иметь товарищей и друзей очень важно, и это зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

Г) Игра «Собери пословицу о дружбе»;

Ведущий: - Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Предлагаю вам разделиться на 2 группы и поиграть в игру «Собери пословицу» (раздаются карточки, группы по очереди дружно читают начало и подбирают конец пословицы).

«Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)».

«Старый друг лучше……(новых двух)».

«Не имей сто рублей, ……(а имей сто друзей)».

«Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь)».

«Друга за деньги …..(не купишь)».

«Сам погибай, …….. (а товарища выручай)».

«Дружба не гриб, ……(в лесу не найдёшь)».

«Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями)».

«Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью)».

«Крепкую дружбу и топором…… (не разрубишь)»

Д) Ситуативный практикум «Подбери пословицу»;

Ведущий: - Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация № 1.

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжёлый монитор. Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».

Ситуация № 2.

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познаётся в беде».

Ситуация № 3.

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».

Ситуация № 4.

- А к следующей пословице попробуйте сами придумать ситуацию.

«Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» – в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (работа в парах)

Е) Беседа-дискуссия «Настоящий друг»;

Ведущий: - Восточного мудреца спросили: «Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?». Он ответил: «Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести».

Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Ведь настоящий друг никому не помешает. А когда его нет, то человек пытается его обрести.

- Поднимите руку те, кому из вас уже повезло, и такой друг у вас есть.

- Кто же такой «настоящий друг?» (примерные ответы детей: Настоящий друг - это тот, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать).

- Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем, какой по мнению автора, должен быть друг.

(читает подготовленный ученик)

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё внимание

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Выводы: Настоящая дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь» (Толковый словарь В.И.Даля). И не случайно на первое место знаменитый учёный ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – всё это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надёжные друзья. Друзья на всю жизнь.

Ж) Игра-тренинг «Ромашка дружбы»;

СЛАЙД № 2 (слова-качества)

Ведущий: - Следующая игра, в которую я предлагаю вам сыграть, называется «Ромашка дружбы». Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно «изживать» в себе. У вас на партах лежат шаблоны ромашки. Вам необходимо заполнить лепестки этого красивого цветка словами-качествами, без которых, на ваш взгляд, дружба не может состояться (на экране слова: понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, искренность, приветливость, честность, раздражительность).

(Каждому ребёнку выдаётся по шаблону ромашки, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!»)

Вывод: - Действительно, именно этими качествами должен обладать настоящий друг. Х отелось бы вам пожелать, чтобы у каждого из вас был друг с такими качествами, и чтобы вы в самих себе развивали эти положительные и такие нужные для дружбы качества характера.

З) Интеллектуальное задание «Что важнее? (работа в группах)

Ведущий: - В следующем задании, которое я вам хочу предложить, необходимо расположить в порядке значимости следующие высказывания. Что для вас важнее, поставьте на 1-е место, менее важное - на 2-е и т.д.

· Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.

· Быть хорошим товарищем – это значит быть серьёзным и

требовательным в отношениях.

· Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого

· Быть хорошим товарищем - это значит уметь сказать правду, не

боясь быть отвергнутым после этого.

· Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и, тем не менее, любить его.

Слово предоставляется обеим командам.

И) Физминутка;

- А сейчас мы немного отдохнём. Я буду произносить фразы, и если вы относите себя к следующей категории, необходимо хлопнуть в ладоши.

· Хлопают все присутствующие.

· Только те, кто может назвать себя настоящим другом.

· Только те, у кого есть настоящий друг, а ещё те, у кого 2 друга и

· Только те, у кого сегодня прекрасное настроение.

К) Тестирование (выполняют на листочках)

СЛАЙДЫ № 4 - 10

Ведущий: - Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест из журнала «Сool». На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
С. Никогда не предавали тебя в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведёшь?

А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть, пока) твои друзья?

А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

СЛАЙД № 11 Оценка результатов теста.

- Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.

Читайте также: