Путешествие в мир профессий план высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных преставлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Вся работа, осуществляемая в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями, должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомление с той или иной профессией.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов)

Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром., преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда)

Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

-учет возрастных особенностей детей;

-адаптированность материала возрасту.

Систематичность и последовательность:

-постоянная подача материала от простого к сложному;

-частое повторение усвоенных правил и норм.

-учет особенностей мышления.

-интеграция в разные виды деятельности

-учет возрастных особенностей;

-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

Помимо основных принципов можно выделить

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

4. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

5. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры

Методы реализации работы.

1. проведение экскурсий (очные и онлайн)

2. организация встреч с людьми разных профессий (очные и онлайн)

3. чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;

4. этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;

5. инсценирование литературных произведений;

6. составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;

7. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Основные формы реализации проекта:

-Устный журнал для родителей;

-Разработка этапов проекта:

-Разработка перспективного планирования включения сюжетно-ролевых игр в деятельность детей;

-Ознакомление детей с творческими профессиями;

-Внедрение данного опыта в работу.

Анализ исходного состояния проблемы.

К обязательным условиям успешной реализации настоящего проекта относятся: обогащённая предметно-развивающая среда, эффективная организация образовательного процесса с использованием игровой деятельности в качестве средства развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, продуктивное взаимодействие со специалистами и родителями воспитанников группы детей, принимающих участие в проекте.

Ожидаемые результаты по проекту:

• сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;

• пополнение лексики воспитанников;

• расширение знаний о своей семье.

• успешное взаимодействие со своими детьми;

• повышение психолого-педагогических компетенций.

• создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

• совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

В результате проведённой работы должны быть достигнуты следующие результаты:

1. Дети должны быть смотивированы на самостоятельное знакомство с профессией.

2. Дети должны научиться отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. У детей должно быть представление о востребованных в обществе профессиях.

4. Родители и педагоги должны стать активными помощниками друг другу в воспитании и образовании детей.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

Партнёры и целевые группы проекта

Непосредственными участниками (целевые группы) проекта стали:

• дошкольники старшей группы «Гномик» и 2й младшей «Рябинка»

• родители воспитанников группы «Гномик» и 2й младшей «Рябинка»;

• воспитатели группы (реализация работы осуществляется посредством деятельности двух педагогов группы во взаимодействии, которые стимулируют творчество детей в самостоятельной деятельности, в режимные моменты их жизни в ДОУ);

Механизм и сроки реализации проекта

Обязательным условием реализации проекта является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия в специально-организованной деятельности, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми осуществлялась два раза в неделю.

При организации рабочего пространства необходимым стало соблюдение санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности, правил техники безопасности при работе с материалами различного характера.

В основу механизма реализации представленного проекта заложен принцип поэтапного достижения его цели и поставленных задач

Этапы работы над проектом

I этап (подготовительный)

• Составление плана работы по проекту по теме «Путешествие в мир профессий».

• Подбор иллюстраций, сюжетных картин, загадок, настольных и сюжетно – ролевых игр в соответствии с тематикой.

• Подбор стихов, песен, пословиц о профессиях для разучивания с детьми.

• Подбор книг для книжной выставки «Такие разные профессии».

• Подбор настольных и дидактических игр «Какая это профессия?»,

«Четвёртый лишний», «Кому что нужно для работы?», «Ассоциации – профессии», лото «Профессии»

• Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

• Разработка конспектов занятий по теме «Профессии».

II этап (основной)

I блок (работа с детьми)

1. ОО «Познавательное развитие»: занятия «В мире профессий», «Профессии и инструменты», «Лучше дела не найти»;

Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в библиотеку, парикмахерскую, магазин, на стройку (по возможности очно, если нет, то онлайн);

Дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем я хочу быть?», «Азбука профессий», «Магазин», «Больница».

2. ОО «Речевое развитие»беседы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Зачем нужны профессии?», «Профессиональные праздники».

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кем быть?», Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», М. Манакова «Моя первая книга о профессиях», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», А. Шибаев «Лучше дела не найти», С. Маршак «Почта»

3. ОО «Социально – коммуникативное развитие»: сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты», «Ветеринар», «Супермаркет», «Кафе», «Космонавты», «Пароход».

4. ОО «Художественно – эстетическое развитие»

-разучивание музыкально – ритмического упражнения «Маляры», разучивание песен

«Отважный пожарный», «Моряки», «Воспитательница».

- занятие «Грузовая машина» (лепка, «Мчится поезд» (рисование, аппликация «Инструменты», конструирование «Строим дом».

5. ОО «Физическое развитие» - подвижные игры «Пожарники», «Космонавты», эстафета

«Строители», подвижная игра «Варим суп».

II блок. Работа с родителями.

1. Консультации для родителей «Беседуйте с детьми о профессиях»

3. Изготовление альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».

4. Изготовление родителями атрибутов к играм и альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».

III этап (заключительный)

1. Итоговые мероприятия.

Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны».

Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии».

Выставка рисунков «Кем я хочу быть?»

Выпуск фотогазеты «Есть много профессий хороших и нужных!».

2. Продукт проекта.

Фотогазета «Есть много профессий хороших и нужных!».

Альбомы «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».

3. Презентация проекта.

Выступление на педагогическом совете в ДОУ.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий» Путешествие по морю профессий. Цель: 1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии.

Квест «Путешествие в страну профессий» для старшей группы Задачи: -организация целенаправленного досуга; - расширение кругозора обучающихся в области существующих профессий; -развитие познавательного.

Методическая разработка педагогического мероприятия во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий»

Методическая разработка педагогического мероприятия во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий» Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе «Удивительный мир профессий» Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе. «Удивительный мир профессий». Пояснительная записка. В жизни каждого.

Читайте также: