Продолжите фразу занятия по развитию элементарных математических представлений нацелены на

Обновлено: 04.11.2024

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

• Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников;

• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

• Обобщение педагогического опыта овладения методикой нетрадиционных технологий в работе с детьми на занятиях по ФЭМП.

• Формировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей;

ХОД: 1.Вступительное слово ведущего:

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. На Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования отмечено, что определенный процент детей приходит в школу не подготовленным даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции как интеллектуальная (умственная, моторная и другие.

Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных,систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

• обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);

• мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);

• развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);

• формирование навыков и умений учебной деятельности.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированиюи совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

С целью выявления уровня профессиональной подготовленности педагогов, выявление более эффективных форм и методов работы для развития математических представлений у дошкольников проведем деловую игру «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Ведущий: Сегодня мы с вами вместе отправимся в страну математических знаний. Во время нашего путешествия вы можете активно проявить себя, а также узнаете много нового и полезного.

А отправимся мы на необычном транспортном средстве.

Называется это транспортное средство — умавоз. Итак, мы отправляемся в путь.

Тогда вставайте в круг, крепко беритесь за руки. Посмотрите на своего соседа слева,подумайте и скажите: «Почему вы берете друг друга в путешествие?

А ответ начните со слов «Я беру тебя с собой, потому что ты…»

Игра «Я беру тебя с собой, потому что ты…»

Ведущий: Какая замечательная команда у нас собралась! Получайте билеты и занимайте места, согласно их эмблемы. Педагоги рассаживаются за столы в зависимости от эмблемы на билетах.

Ну вот и все готово. Садитесь поудобнее. Но чего-то не хватает. Что же еще нам нужно взять с собой в дорогу?

Педагоги: Ну, конечно, же, улыбку, хорошее настроение и т. д.

Ведущий: Наше путешествие начинается.

Две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.)

1- станция: «Разминка»

Каждой команде предлагается решить 2 задания.

Оценка конкурса: за правильно решенное задание по 1 баллу, т. е. макс 2 б.

1. Перечислите методы, приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

(словесные, наглядные, игровые, практические, упражнения, проблемные ситуации, моделирование, вопросы, описание, показ предметов и действий и. т. д).

2. Перечислите современные педагогические инновационные технологии? (Дьенеш, Кюизенер, палочки Фребеля, Мантесори, соты Кайе)

3. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП? (ярким, красочным, доступным, безопасным)

4. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).

2- станция: «Отвечай-ка»

Оценка конкурса – 1б. за каждый правильный ответ (если 3 (4) задания – максимум –3 (4) балла

1. Воспитатель подготовительной группы детского сада для развития математических способностей детей меньше всего использует.

А. специальные педагогические ситуации

Б. Задания на развитие наглядно – действенного мышления

В. Развивающие упражнения.

Г. Экспериментирование и моделирование

Д. Дидактические игры с математическим содержанием.

2. Дидактические основы обучения дошкольников элементам математики.

1. Занятия по ФЭМП нацелены на.

А. Закрепление, применение и расширение знаний и умений

Б. Предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков

В. Устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка.

Г. Формирование интереса к математике, подведение итогов.

2.Инновационными средствами ФЭМП являются:

А. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литература.

Б. Компьютерные программы на специальных носителях, компьютер, магнитные доски.

В. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Г. Демонстрация, инструкции, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка?

А. Сознательности и активности

В. Систематичности и последовательности.

4.К традиционным средствам ФЭМП относят:

А. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Б. Компьютерные программы, магнитные доски

В. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литературу.

Г. Демонстрацию, инструкцию, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста

1. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников:

А. Формирование системы ФЭМП.

Б. Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитие конструктивной деятельности.

Г. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Д. Формирование сенсорных процессов и способностей.

2. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагога.

А. Создание предметно-развивающей среды, игровой и бытовой среды.

Б. Овладение вычислительной деятельностью.

В. Овладение культурой общения.

Г. Создание психологической комфортности в группе

Д. Умения пользоваться различными парциальными программами.

3. Математическое развитие менее всего связано с.

А. С формированием системы элементарных математических представлений

Б. Формированием предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитием двигательных способностей.

Г. Формирование сенсорных процессов и способностей

• Если все пункты выполнены правильно и должным образом – 5 б.

• Проявление творчества – 1б.

• Максимум за конкурс – 6 б.

3 - станция: «Мудрил-ка»

Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.Оценка конкурса: максимум 2б.

Критерии: Точность и правильность ответа, полнота ответа.

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок и спрашивает детей: “Сколько у меня машин?”.Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину,затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

- Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

- Какие ошибки были допущены воспитателем?

- Как нужно правильно организовать это занятие?

4 - станция: «Развлекалоч-ка»

Ведущий: Молодцы, вы справились с заданиями. А теперь нужно немного отдохнуть.

Музыкальная пауза (педагоги по очереди поют песни, в словах которых есть цифры)

Ведущий: После такого отдыха можно снова в путь.

5 - станция: “Всезнайка”

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, чтобы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

I. Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете, что это за раздел.

- Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).

- Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).

- Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).

- Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).

- Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).

6 - станция: «Игралоч-ка» Вносится “Черный ящик”

1. Задание обеим командам предлагается отгадать,что находится в черном ящике: Этот предмет изобрел венгерский преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. (Эрне Рубик – венгерский скульптор, преподаватель архитектуры изобрел кубик – рубик) (Игрушка, он один, а граней много, квадратной формы, можно поворачивать грани, вернуть первоначальное состояние) Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться.

Оценка – за правильный ответ – 1 балл

7 - станция: «Угадай-ка».

Команды отгадывают «Математические загадки». (За каждую отгадку 1б)

1- Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).

2- Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).

3- Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

4- Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).

5 - Я - тире в грамматике,

А кто я в математике? (Минус).

6 - Проживают в трудной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры).

7 - Не похож я на пятак

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик. (Ноль).

8 - Мы – веселые отметки

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их часто получает,

Никогда не заскучает. (Пятёрка).

9 - Шея длинная такая,

Хвост крючком.И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (Двойка).

10 - Не овал я и не круг

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня … (Квадрат).

8 - Станция: “Конечная”

Ведущий: Замечательно мы провели время, но нам пора возвращаться. Предлагаю взять круг кому понравилось наше путешествие, кому не понравилось возьмите овал. Какими будут ваши пожелания.

Ведущий: Наше путешествие закончилось, просим членов жюри подвести итоги.

Чтобы вы не забывали о нашем путешествии, я приготовила вот такие медальки.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Деловая игра для молодых воспитателей дошкольной образовательной организации «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников» Цель: повышение компетентности молодых педагогов в вопросах организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.

Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ» У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности.

Мастер-класс для педагогов «Формирование математических представлений посредством дидактических игр»

Мастер-класс для педагогов «Формирование математических представлений посредством дидактических игр» Цель: формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития Обучение детей элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой.

Читайте также: