Продолжите фразу царь есть
Обновлено: 22.11.2024
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть
тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно
объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и
непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих
личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать
или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие
это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и
делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а
предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем
более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где
человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием
для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок
невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий
других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на
общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он
имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность
каждого его поступка.
"Сердце царево в руце божьей".
Царь -- есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества,
всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Прочитал. Не очень понял по какому поводу взят именно этот отрывок из книги (или просто без повода) но учитывая некоторые обстоятельства звучит двусмысленно).
По поводу фатализма в истории и объяснения неразумных явлений.
Кажется Толстой не очень верил в роль ЛИЧНОСТИ в истории-отсюда и фатализм (неизбежность предопределенность)
Не согласен -мне кажется роль Личностей в истории (в любой сфере) довольно значима.
Дальше по тексту-согласен.
По поводу -Царь -- есть раб истории.
Если царь не Личность то да. Раб не может командовать или влиять на господина (историю). Скорее наоборот сама история чего либо (или те или иные обстоятельства) будут командовать им. А он не в силах будет вырваться (переломить или просто выйти) из нее даже если захочет-ведь он раб.
Здесь как раз подойдет и фатализм и попытки объяснять или оправдывать неразумные явления в том числе свои -это свойство слабых.
(А я чо я ничо -хотел как лучше)) слышали наверно в жизни и без Л. Толстого.
Я не то, чтобы увлекаюсь Толстым, просто мне захотелось поискать в "Войне и мир" какие-либо подтексты наподобие тех, которые есть в некоторых книгах 20-ого века. И я их нашел)
Подтексты, тонкие (толстые)) намеки, скрытые смыслы найти (или интуитивно почувствовать хотя бы ) можно почти всюду. И чем более человек (писатель) развит- тем более сложным. красивым и интересным языком он изъясняется. Кстати, не замечал что если одну и ту же хорошую книгу прочесть с интервалом в несколько лет (по мере своего развития) она и звучать (смысл) будет по другому? Попробуй.
И если уж ты затронул историю у меня к тебе очередной вопрос. Как ты думаешь (кратко-в инете не смотри сам подумай) А зачем человеку (на твой взгляд) вообще знать Историю? (человечества, обществ, сообществ, наций цивилизаций открытий . и т.д.)
Я не смотрю Дом-2 и другие телевизионные программы, хотя люблю иногда расслабить мозг и посмотреть какие-нибудь вирусные видео на Ютубе. Наверно, это одно и то же.
Не перечитывал пока прочитанных мною книг. Мама говорит, что некоторые обязательно нужно перечесть лет в 30, затем в 40, а затем в 50. И каждый раз я буду их читать словно заново и находить в них новые смыслы.
У Л.Н. Толстого есть ещё мысли на эту тематику (2 часть третьего тома "Война и мир"):
"Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы всё еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла."
Читайте также: