Прикинуться шлангом (также включить идиота или сыграть дурочку) — психологическая тактика, к которой прибегают персонажи, желающие скрыть свой интеллект, показаться безвредными придурками. Как вариант — можно прикинуться невежественным крестьянином, туристом или смешным иностранцем. Любимая тактика трикстеров. Иван-дурак, скорее всего, применяет этот приём постоянно — если только на самом деле не является гениальным придурком. Также очень любят включать идиота пожилые мастера боевых искусств и богатые безработные дураки.
Родственный троп — Крутой в дурацком колпаке. Разница в том, что прикинувшийся шлангом не обязательно крут, но своё состояние изображает сознательно; а крутой в дурацком колпаке — не обязательно умён, а если и умён, то может вести себя так неосознанно, потому что привык. Другой родственный троп — Прикинуться сумасшедшим. Противотроп — Комическая псевдоучёность.
Содержание
«
Дура, не дура, а червонец в день имею.
»
— Мартышка из анекдота
«
Два математика в ресторане поспорили, насколько хорошо знают математику большинство людей. Один (пессимист) утверждал, что большинство её вообще не знает, а другой (оптимист) — что хоть и немного, но знают. Когда пессимист отошёл в туалет, оптимист подозвал симпатичную официантку-блондинку и говорит: — Когда мой коллега вернётся, я задам вам вопрос. Суть не важна. Всё, что вы должны сделать — это сказать «Треть икс куб». — Как-как? Третий скуп? — переспрашивает официантка? — Да нет, Треть Икс Куб, Понятно? — А-а! Третик скуп? — повторяет официантка. — Да, да. Это все о чем я вас прошу. Официантка уходит твердя про себя, как заклинание, фразу «Третик скуп». Тут возвращается пессимист. Оптимист говорит — давай спросим у нашей официантки, чему равен какой-нибудь простенький интеграл. Пессимист со смехом соглашается, оптимист вызывает официантку и спрашивает: — Извините, вы не помните чему равен интеграл от х в квадрате по dх? — Треть икс куб… — отвечает официантка. Пессимист сильно удивлён, оптимист весело смеётся. Официантка отходит на несколько шагов, и, обернувшись через плечо, добавляет: — Плюс константа. Немая сцена.
Ходжа Насреддин так дерзко отвечает Тимуру, что странно, как вообще избегает смертной казни. А удаётся ему это благодаря умению прикинуться шлангом — в случае чего «что с дурака взять».
Анекдот про ученика Мойшу-дурачка, который каждый раз из двух предложенных ему монеток выбирал меньшую по номиналу (якобы потому, что она больше по размеру). А то, если выбирать большую, то перестанут предлагать!
Готэмские умники: по легенде, король Иоанн Безземельный намеревался проезжать через деревню Готэм, а местным жителям вовсе не хотелось нести издержки в связи с визитом короля. Поэтому они стали заниматься идиотской работой — топили угря в луже, а ещё, взявшись за руки друг друга, сделали из себя живой забор вокруг кукушки, занимались и другими абсурдными делами… Король не захотел ехать в деревню дураков.
Подобная немецкая легенда о шильдбюргерах: в старину это были люди великого ума, но из-за того, что князья и вельможи из неблизких земель требовали их к себе на службу, их родина пришла в упадок. Тогда они решили спасаться от своего великого ума глупостью. Один старец предупредил, что некоторые, вздумав разыграть из себя дураков, становились всамделишными глупцами, но шильдбюргерам-то это, по его словам, не грозило. Но ещё как грозило.
Ему еще приписывается фраза, сказанная в годы репрессий: «Меня это не касается, нынче берут только умных». По другой версии, он так успокаивал друга и соратника генерала комкора Городовикова: «Нас не заберут…»
Порядочки, те, что теперь у нас, насмешили б и обезьян: Лейтенант принимает роту, возглавляет полк капитан, Рядовой командует взводом… Да, по службе легко расти, Если служишь там, где вакансий ежедневно до десяти. (Р.Киплинг, «Холерный лагерь») А Скалозуб, наоборот, получил звание полковника на 2 года раньше, чем должность командира полка — т. е. повысили его, очевидно, досрочно — за какую-то удачную войсковую операцию!
Наверняка ведь у него был реальный прототип, поскольку номер полка никак не может быть случайным — Грибоедов начал писать свою пьесу в Тифлисе в бытность секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове — а значит, с большинством офицеров 45-го егерского наверняка был знаком лично.
Что интересно, щеголять знанием французского Скалозуб не считает нужным, хотя за 3 года службы во Франции наверняка его выучил неплохо. Его фраза «И офицеров вам начтём, Что даже говорят, иные, по-французски» напоминает притворное самоуничижение А. Разумовского, заявлявшего, что по-немецки «трохи мерекает» (будучи известным полиглотом).
Он дворянин, выросший при Екатерине. Т.е. французский язык он должен был знать с младенчества как родной.
А. И. Гельман, «Мы, нижеподписавшиеся» — Геннадий Михайлович Семёнов. Тщательно изображает из себя весёлого раздолбая-пьяницу с нулевыми деловыми качествами и слабостью к прекрасному полу, которого и в комиссию по приёмке завода взяли просто «за компанию». В финале оказывается, что именно он является Главным Гадом пьесы, недюжинно умным и манипулятивным мерзавцем.
В экранизации Олег Янковский сыграл его просто божественно и выжал педаль в пол — чего стоит только одна сцена с разрезанием лимона (выглядеть как можно придурковатее!).
В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — поскольку время революционное, прикидываться приходится многим.
Бачей-старший, когда в их дилижанс запрыгивает беглый матрос с «Потемкина», ведет себя так, словно ничего не произошло, и только когда показывается город, деланно-равнодушным, но громким голосом говорит об этом, давая знак беглецу высаживаться.
Старик Черноиваненко, укрывший того же матроса в своей хибарке, перед подозрительными штатскими, якобы проверяющими лицензии на рыбную ловлю, прикидывается выжившим из ума.
Гаврик Черноиваненко, когда его в тире пытается расспрашивать агент охранки, корчит глупую рожу, лепечет как малыш и грузит сыщика кучей выдуманных подробностей о якобы подобравшей матроса шаланде.
Петя, помогая Гаврику разносить патроны для боевиков, проходит через блок-посты благодаря своей гимназической форме и ранцу, притворяясь спешащим к мамочке заблудшим ребенком.
Его брат Павлик в обращении с домашними склонен изображать паиньку, хлопать глазами и по-детски коверкать слова, хотя проказлив не меньше старшего.
А в его же «Городе без памяти» Ручеек, разведчик помников, изображает бе-пе (потерявшего память), чтобы проникнуть в замок баронов Кротов.
Всё-таки тут скорее «волк в овечьей шкуре».
Судя по всему, его отец, старый Валмон, в молодости тоже был не дурак прикинуться полудурком — пока репутация не мешала. Ко времени событий книг начал временами косить под старческий маразм — и, вроде, снова нашлись поверившие.
Констанс «Коко» Капуйль-Гизайль. Безобидный меценат и любитель певчих птичек, говорите? Плохо же вы знаете барона…
Раймон Салиган, по прозвищу «Чистюля» (пополам с крутой в дурацком колпаке). За нарочитым цинизмом и демонстративной неряшливостью маркиза скрывается отнюдь не бессердечный и безусловно умный человек (а иной и не сумел бы не только выжить в охваченной безумием столице, но и навести в ней хоть какое-то подобие порядка).
Фердинанд II Оллар, король Талига, хотя и не отличается ни крутым нравом, ни острым умом, но отнюдь не такой безвольный простак-рогоносец, каким кажется на первый взгляд.
Причем тут Гинора?
Ольга Громыко, «Космоолухи» — гениально умеет прикидываться идиотом Дэн. И вообще все киборги .
цикл «Путь индюка» Вадима Проскурина — много кто, постоянно. Все полуорки, разумом не уступающие людям, прикидываются тупыми орками, чтоб избежать казни. А некоторые из них при этом работают на разведку, "стуча" на хозяев. Протагонист прикидывается туповатым рыцарем из захолустья - этаким хиллбилли с учётом сеттинга. Леди Абигайль прикидывается бестолковой домохозяйкой, фактически содержа конспиративную квартиру.
Между дьяволом и глубоким синим морем Олега Дивова — много кто:
шпионская сеть, замаскировавшаяся под организации феминисток, ЛГБТ и прочих безобидных, но крикливых борцов за всё хорошее, связываться с которыми полицейскому — себе дороже.
Стелла, отыгравшая роль миленькой секретарши и перед шпионами, и перед федералами, и под огнём, фактически являясь суперагентом.
Джон Кеслер, столь вжившийся в роль со всем согласного дурочка-гея, что даже матёрые шпионы не смогли вовремя увидеть в нём мужчину и патриота. А то, что он прекрасно стреляет, и вовсе стало новостью для всех. Хотя, казалось бы, Кеслер никогда особо и не прятался. На него, измазанного машинным маслом коротыша, никто просто не смотрел.
В фильме «В двух шагах от „Рая“» фашистский разведчик успешно прикинулся дурачком-пастухом.
В действительности не очень — его таки раскрыли, но не подали виду.
При общении с обычными людьми он тоже рассказывает сказочки про «да в штабе там, писарем просидел. ».
А в «Бриллиантовой руке» шлангом долго и успешно прикидываются и троица злодеев, и Сеня. Но когда дело подходило к развязке, узнать в болтливом владельце новенького «Москвича» (в экспортном исполнении, между прочим!) Шефа уже ничего не стоило: уж больно знакомыеостроты выкидывает, да и перстни на его руке неспроста.
Советско-польская комедия «Дежа вю» с Ежи Штуром в главной роли. Под идиотов тут виртуозно косили все сотрудники органов, приставленные к прибывшему из США туристу.
Йода в пятом эпизоде «Звёздных войн» поначалу не раскрывает, что он — бывший гроссмейстер ордена джедаев, и притворяется просто суетливым болотным чебурашкой.
Сенатор Палпатин не скрывает своего ума и политического таланта, но «второе я» Повелителя Тьмы скрывает искусней некуда, при этом частенько подмечая, что в Силовых джедайских делах ни черта не смыслит. Да и его планы по захвату власти в Республике никто не разгадал до самого конца.
Люк Скайуокер тоже умеет притворяться полуграмотным техником с отсталой планеты или туповатым контрабандистом. Для работы под прикрытием и в гриме самое оно. Без них — мешает репутация.
Много раз демонстрируется дроидами, которые по умолчанию не могут лгать, вот самые продвинутые и пользуются. Наиболее известные примеры — R2D2, который, храня чужие тайны, списывает всё на технические поломки, и HK-47 из SWKOTOR, колоритный робот-убийца, прикидывающийся протокольным при первой встрече в игре.
Джа-джа по оригинальной задумке должен был быть темной версией Йоды, манипулирующим героями прикидываясь полным идиотом. Получилось настолько хорошо, что зрители бы такого откровения бы не приняли, и сценарий следующей части переписали. Однако сюжетная роль персонажа при этом осталась.
«Меч» — Костик Орлов (он же Соколов), бывший снайпер спецназа, умеет, когда нужно, прикинуться тупым гопником.
«Лесник». Зубов — мастер прикинуться полудурком, когда это нужно. В тренировочном лагере спецназа ГРУ его обучили, в частности, и этому. Например, дивная сцена в третьем сезоне, глава «Минёр»: «(бандитам Лиса, с которыми приехал) М-мужики, мужики, успокойтесь, п-па-адождите, а. Да стойте, я договорюсь, ну. („Фоме“ — одному из бойцов Лиса, который уже достаёт пистолет) Стой-стой-стой-стой! Стой, э-э, подожди! Подожди-подожди-подожди! Всё, тихо! (вооружённой охране комбината) Р-ребята, й-я извиняюсь… Э-э, то есть, один вопрос…» Охранники невольно чуть расслабились при виде какого-то «робкого и суетливого идиота с дрожащими руками», ведущего себя совсем не по-бандитски… А безоружный Зубов исподволь к ним приближается… Старший смены охраны произносит сурово, но без злобы, даже с непрошеной улыбкой: «Я что, неясно объяснил. » И тут оба автоматчика мигом получают в морду, один автомат оказывается далеко на земле, второй — у Зубова.
А чуть позже (тот же сезон, глава «Сладкая жизнь») Зубов с успехом применил тот же приём на трёх тупых молодых бандитах. Он воспользовался тем, что у него в руках были лыжи: «Эй, мужики, где тут проходит лыжная эстафета? Я финиш не могу найти!». И вдруг бац, бац, бац… Все трое лежат.
«Коломбо» — это стандартное поведение главного героя, лейтенанта полиции Лос-Анжелеса Коломбо.
«Детектив Раш» — во время расследования убийства в цирке, детективы в конце концов узнают, что простоватый великан-силач, который якобы является умственно отсталым, на самом деле — гений и владелец цирка. Просто врачи поставили ему в детстве неверный диагноз, в связи с которым ему полагалось быть дебилом. Вот только интеллект у него был выше среднего, и он счёл нужным скрыть это ото всех.
«Менталист» — в одном эпизоде фигурировал убийца, многие годы косивший под клинического дебила. Он придумал эту уловку в 18 лет, когда его арестовали за угон машины, и продолжал в том же духе.
«Звёздные врата: Первый отряд» — основной, даже основополагающий, навык полковника О’Нилла, которым тот владеет на совершенно феерическом и недостижимом уровне. Самое впечатляющее применение: О’Нилл попал в плен к Баалу и тот пытал его, убивал, оживлял и всё заново, пытаясь узнать от того один из секретов Ток’ра. В конечном итоге он сумел сломать волю полковника, но не сумел пробиться сквозь его притворство и поверил, что О’Нил ничего не знает, а просто дурак.
А в «Атлантиде» у нас есть его копиркин Шепард. Тоже мастер-пилот с геном Древних, и тоже умнее, чем кажется. Сдал вступительный экзамен в интеллектуальное общество «MENSA» потому, что ему было скучно.
Родни Маккей, между прочим. Нет, своим интеллектом он невероятно гордится и скрывать не собирается, но горе тому врагу, который подумает, что док — всего лишь напыщенный и трусоватый чудак.
Филлип Бауэр умело притворялся милым стариком, которым бессовестно манипулирует его сын. В дальнейшем показал себя ещё хуже чем террористы.
В вырезанной сцене лорд-десница Тайвин Ланнистер пеняет Пицелю за притворство и велит наедине с ним вести себя нормально, а не играть комедию. А потом спрашивает: «Зачем вообще эта многолетняя маска?». И Пицель, выпрямившись и убрав из голоса интонации старого маразматика, немолодым, но ещё крепким баритоном объясняет свой хитрый замысел: при дворе идёт бесконечная грызня за преимущества, и в этой каше он, Пицель, не гонится за вящим, хочет лишь, сколь бы долго ни прожил, сохранить то, что уже имеет — а потому стремится выглядеть безобидным. Он не добавил, что и выступать в роли отравителя ему под такой маской было не в пример удобнее. Но это тоже правда.
Кстати его АйКью 187 балов что является пороговым индексом гения.
«Чип и Дейл спешат на помощь» — Буль-Буль из культа Ку-Ку-Колы. Поначалу выглядит недалёким и не в меру усердным громилой — но именно он превратил поначалу безобидный карго-культ в способ личного обогащения, а потом почти успешно убедил Гаечку в профессиональной некомпетентности.
Soderling о том, что все Симпсоны, возможно, невероятно умны.
Барт тоже предпочитает не демонстрировать свой ум. В эпизоде «Лиза едет в Вашингтон» он говорит, что в его случае придётся писать эссе с подсказками. Тем не менее, он тонко и изощрённо продумывает проказы (например, воздушный шар в виде задницы директора Скиннера) и телефонные розыгрыши (от них страдает Мо). Барт умело раскрывает козни Сайдшоу Боба и спасает себя и близких.
Сэнди: Ты всё время будешь говорить глупости? Патрик: Только до четырёх.